С http://scipro.ru/conf/12-03-082021 (Дата публикации: 18.08.2021):
Ключевой фигурой дальнейшего повествования является князь Василий Андреевич Звенигородский — крупный государственный деятель Русского царства времён от Ивана Грозного до Михаила Романова. Его биография изучена историками. Но белые пятна в ней остались. В частности, его имя ни разу не упоминается в связи с событиями 1593-94 годов. Начнём с восстановления этого пробела.
Ему предшествует сообщение о том, что «в конце 1592 года князь Звенигородский был снова в Новгороде, и ему велено было идти под Выборг против шведов». В другом документе, хотя и без упоминания имён, сказано, что «в октябре-ноябре 1592г. русские летучие отряды дошли не только до Выборга, но и до Гельсингфорса и Або и, погромив их окрестности, вернулись». Значит, в качестве оккупанта князь Звенигородский был в Выборге очень недолго.
Зато он мог оказаться там позже в роли дипломата. На это прямо указывает его подпись под Межевой записью о демаркации первого из трех участков новой русско-шведской границы. Официальной датой начала работы межевой комиссии считается 11 августа 1595г. Но именно названный рейд побудил шведов уже в январе 1593г. заключить перемирие и начать сложные переговоры.
Обе стороны хотели сохранить границу 1323г. Но сначала нужно было найти её на местности. Контекст подсказывает, что именно этим князь Звенигородский и занимался в 1593-94 годах.
В ходе переговоров русские и шведы пытались обмануть своих партнёров. Ради этого они скрыли наличие у них подлинных документов 1323 года, подменив их сфальсифицированными копиями. Если обман раскрывался, то приходилось действовать по ситуации.
Выше я написал о попытках русских передвинуть границу на запад. На переговорах особенно велик был соблазн подменить Сестру соразмерной ей Люблинкой. Именно ради этого вместо горы Руунеты в сфальсифицированной версии появилась «песчаная грива Румета». В отличие от жалкого бугорка, на котором находится камень Резникова, вдоль южного берега Люблинского озера проходила высокая песчаная гряда. Её протяжённость — более трёх километров. На картах конца ХХ века показаны несколько вершин (перечисляю их с запада на восток): Безлесная (127), Большие Увалы (142), Башенная (164), после которой гряда разделяется на два рукава с отметками 138 и 131 на пересечении с дорогой Воронцово — Люблино — Термолово. Все отметки — в метрах над уровнем моря. А уровень Люблинского озера — 92 метра. Значит, перепад к нему от Башенной — 72 метра на полкилометра по горизонтали. Более высоких и более крутых склонов на Карельском перешейке только две пары: оба берега каньонов небольших речек Смородинки и Странницы.
Карта 4. Грива Румета в конце ХХ века
Отец водил меня за грибами в район Люблинского озера ещё с 1962 года. Повзрослев, на протяжении многих лет я часто ездил туда один. Опыт соревнований по спортивному ориентированию сделал моим конкурентным преимуществом в сравнении с другими грибниками траверс по крутым склонам. Именно названная гряда оказалась тем местом, где моё конкурентное преимущество превращалось в абсолютное превосходство. Лишь немногие физически сильные грибники проходили гряду по линии её хребта, а все остальные тусовались вдоль подножия, не рискуя заходить на склоны. Я же многократно прочёсывал склоны по горизонталям разного уровня.
Хорошо помню, что камней диаметром до 2-3 метров там было сравнительно много (как на склонах, так и вдоль линии хребта). Сфальсифицировав текст документа, князь Звенигородский наверняка поручил кому-то из своих помощников сфальсифицировать и пограничные знаки на наиболее заметном камне, чтобы затем предъявить его шведам.
Безусловным подтверждением моей версии стало бы предъявление «Башенного Ристикиви» с этими знаками. Увы, теперь это невозможно: несколько лет назад почти вся гряда была превращена в Воронцовский карьер, обеспечивающий песком сначала строительство, а теперь реконструкцию трассы «Скандинавия».
Фото 8. Здесь была гора Башенная
А уловка не сработала. Если бы граница 1323 года проходила именно так, то Люблинское озеро непременно было бы упомянуто в договоре. Но там говорится только о двух болотах.
Возможно, князь Звенигородский сделал ещё одну или две попытки обмануть шведов, предъявив им в качестве «песчаной гривы Рууметы» гору Майскую (179) или примыкающую к её склону Островскую (158). Но обе они слишком далеки от истоков Саи. При этом вблизи Майской вообще нет болот, тогда как цепочка болот от Островской включает их не два, а минимум пять.
И ещё раз увы: Майскую постигла та же судьба, что и Башенную. Значит, «Майского Ристикиви» теперь тоже никто не найдёт.
Фото 9. Здесь была гора Майская
Пришлось князю Звенигородскому отказаться от затеи с Люблинкой и отступить на основное русло Сестры. Но здесь тоже нашлись альтернативы в виде многочисленных ручьёв. Разоблачив две попытки крупного обмана, шведы согласились с мелким. Шведская карта 1626 года показывает, что Тявзинскую границу в итоге провели по ручью Ладному (или Чёрному) через болото Чисть на ручей Малый, впадающий в Волчью.
Но как же Тявзинский Ристикиви? Тут приоткрывается возможность самой главной аферы князя Звенигородского. Детальную расшифровку документов он мог провести таким образом, чтобы шведы получили в итоге одну линию границы, а русский царь — несколько иную. А в промежутке между ними — небольшое имение.
Карта 5. Возможное межграничное имение В.А.Звенигородского 1593-1611гг.
Разумеется, такое могло случиться только при условии, что толмачом у князя Звенигородского служил заинтересованный в таком исходе мелкий местный феодал, которого князь Звенигородский в итоге и назначил управляющим возникшего имения.
А на переговорах перед заключением Столбовского мира афера раскрылась. Что и объясняет ещё одно белое пятно в биографии князя Звенигородского: могущественный воевода Нижнего Новгорода внезапно оказался на Соловках. Не ссылка и не опала, а полноценное тюремное заключение, хотя и в звании монаха-схимника. Значит, причина была весьма серьёзной. Если моя версия верна, то князя Звенигородского могли обвинить в государственной измене.
Математические модели позволяют делать выводы в тех областях знаний, в которых исследователь как бы не является специалистом. Тогда как специалист не может прийти к тем же выводам из-за недостаточного владения математикой.
Математик Леверье вычислил орбиту Нептуна с точностью до градуса координат небесной сферы. Астрономы Парижской обсерватории презрительно проигнорировали предложение дилетанта, ни разу не смотревшего в телескоп. Но нашёлся чудак Галле из Берлинской обсерватории, не поленившийся направить свой телескоп в предсказанную Леверье точку. С тех пор астрономы с уважением относятся к рекомендациям математиков.
А историки пока ещё убеждены, будто им математика и математики совершенно ни к чему. Подобно Леверье, я рассчитал две предполагаемых точки, в которых мог бы находиться "настоящий" Крестовый Камень. Выйдя на место, я нашёл сразу оба.
Чуть позже я рассчитал ещё две точки, в которых могли бы находиться фейковые "Крестовые Камни" князя Звенигородского. Не сомневаюсь, что они там были. Но теперь этого уже никто не сможет ни доказать, ни опровергнуть.
Community Info