Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote in ingria_art,
Федотов Валерий Павлович
matholimp
ingria_art

Categories:

В честь кого же назван посёлок Петровское?

Почти 8 лет назад я пообещал разобраться и написать ещё раз об обстоятельствах гибели гвардии майора Варшко. Сегодня подходящая дата отчитаться о том, что мне удалось уточнить. Сначала о самом майоре. Что он не генерал, я писал ещё тогда. Оказалось, что (вопреки надписи на памятнике) он не Варшко, а Воршко и не Фролович, а Флорович. Скорее всего, 11 июня 1944 года он умер от ран, полученных в бою двумя днями раньше. Это объясняет, почему место его захоронения оказалось в 40км от Кивенапы, которая по документам значится местом его гибели.
Гораздо больше вопросов и недоразумений нашлось в связи с подвигом Лизы Петровой. Доступных документов о его подробностях я нигде не нашёл. Поэтому могу ссылаться только на утверждения экскурсоводов конца 1950-х годов, будто именно Петрова вынесла Воршко с поля боя. Попутно экскурсоводы говорили об их большой любви, закончившейся, почти как в сказке, гибелью в один день. Фронтовая любовь весьма правдоподобна, но не поддаётся документальной проверке в принципе.
На нижнем снимке памятник сержанту Петровой. Но если на пояснительной табличке к нему речь идёт только о Петровой, то на самом памятнике два героя: Петрова и Воршко. Значит, это памятник той самой Петровой, которая вынесла Воршко с поля боя. Но почему же тогда датой её гибели названо 9 июля 1944 года, а местом - Маттила недалеко от Петяярви?
Попытка разобраться привела к тому, что в ОБД "Мемориал" я нашёл записи о двух Петровых: Елизавете Петровне и Елизавете Павловне. Одна из них погибла 9 июля 1944 года, а другая - 9 июня 1944 года. Одна из них погибла в Кирилловском (бывшее Перкъярви), а другая - в Петровском (бывшее Петяярви). Не исключено, что одна из двух записей ошибочна, а другая служит её исправлением (но при этом может содержать новые ошибки). Не исключено, что это записи о двух разных Петровых.
Дата гибели 9 июня 1944 года хорошо согласуется со смертью Воршко 11 июня 1944 года. Но тогда местом должна быть Кивенапа (недалеко от Кирилловского), а не Петяярви. Значит, в любом случае пояснительный текст к памятнику содержит какие-то ошибки.
Старший сержант медицинской службы 142 стрелковой дивизии Елизавета Павловна Петрова родилась в деревне Виглино Лопатинской волости Весьегонского уезда Тверской губернии. Это значит, что она - тверская карелка. Это значит, что ударение в её фамилии нужно ставить на первом слоге. Это значит, что и в названии посёлка Петровское ударение нужно ставить на первом слоге.
Наконец, нельзя не заметить созвучия Петровского с прежним его названием Петяярви. Переименователи 1948 года знатно прикололись. Посёлок Петровское назван в честь Елизаветы Павловны Петровой. Но соседнее с ним озеро Петровское - как бы калька с прежнего названия Петяярви. "Петяя" по-фински означает сосну и не имеет отношения ни к Петру, ни к Петровым.
IMG_20210423_165004
(С) Фотография Федотова (matholimp) Валерия Павловича 23 апреля 2021 года.
Subscribe

promo ingria_art september 26, 2018 22:30 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments