Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote in ingria_art,
Федотов Валерий Павлович
matholimp
ingria_art

Category:

Как считали в старину

Примеры систем счисления, которыми пользовалось или будет пользоваться человечество были тщательно собраны моей дочерью ещё в 9 классе для её доклада на конференции "Интел-Юниор" 2000 года. Пока Яндекс не продал Народ.Ру в рабство Укозу, щедро забившему страницы народных сайтов своей рекламой, сайт Маши был весьма популярен среди школьных учителей информатики. Недавняя публикация в "Науке и Жизни" не добавила к машиной коллекции новых оснований, но содержит много интересных подробностей. Прежде всего, это вариации счёта на пальцах, приводящие к системам счисления с основаниями 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 20, 40, 60:
""...
В Древней Руси (особенно в Новгородской республике XII—XV веков) был широко распространен счет, основанный на счислении числа фаланг на руке “счетовода”. Счет начинался с верхней фаланги “перстка ” (мизинца) левой руки, а заканчивался нижней фалангой (“низ перста”) указательного пальца. Большой, или “палесъ великий”, левой руки при этом последовательно осуществлял “подсчет” суставов на растопыренной пятерне. Досчитав до двенадцати, “счетовод” обращался к своей правой руке и загибал на ней один палец. Так продолжалось до тех пор, пока все пальцы правой руки не оказывались сжатыми в кулак (поскольку число фаланг на четырех пальцах было равно 12, получалось 12 пятерок, то есть 60). Кулак в данном случае символизировал пятерку дюжин, то есть “шестьдесят”.
...""
Subscribe

promo ingria_art сентябрь 26, 2018 22:30 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments