Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote in ingria_art,
Федотов Валерий Павлович
matholimp
ingria_art

ИЗУЧИМ НАШИ ОКРЕСТНОСТИ!

В продолжение http://ingria-art.livejournal.com/687294.html .

Прежде чем перейти к описанию отдельных лыжных маршрутов в окрестностях Ленинграда, необходимо отметить, что почти все они сосредоточены в пределах вновь образованного в 1930 г. Пригородного района. Последний граничит с севера по Карельскому перешейку с Куйвазовским, с северо-востока с Путиловским, с юга - с Красногвардейским и Тосненским, с запада - с Ораниенбаумским районами и занимает 2713 кв. км, простираясь между Финским заливом и Ладожским озером.
В наших маршрутах основные средства передвижения - железная дорога, трамвай и лыжи. Первые два пути сообщения используются нами только ввиду необходимости исходить из краткого срока однодневной вылазки, чтобы передвижение не шло в ущерб осмотру объектов строительства и общественно-полезной работе в пути.
Те места, по которым мы советуем направляться лыжникам, много миллионов лет тому назад находились под водой, так как здесь расстилалось первобытное море, образовавшееся из стаявшего мощного ледника, спустившегося сюда с гор Скандинавии в доисторический период. Около тысячи лет тому назад Ладожское озеро доходило до Финского залива, куда и выливались непосредственно его воды. В тот период берегами этого моря служили теперешние Парголовские и Токсовские возвышенности, с одной стороны, а с другой - высоты Пулковская, Дудергофская и Детскосельская, да крутой берег Петергофа и Ораниенбаума.
Благодаря медленным геологическим процессам и колебаниям земной коры, находившиеся под водой части неуклонно поднимались, образовав, наконец, сушу, представляющую собой в части Пригородного района холмистую равнину, слегка покатую к морю. Местность, в целом, низменная, болотистая из-за подстилающего ее водоупорного слоя глины и близости грунтовых вод; всюду впадины, ложбины водоемы. Множество озер - Суздальское, Татаршино, Соколки (близ Ладожского оз.), целый ряд рек и речек, не говоря о Неве: Черная, Сестра, Ижора, Славянка и Охта (общее протяжение водных путей - 100 кв. км). Такое обилие больших водоемов - озер, рек, с одной стороны, и близость моря, с другой, не могло не оказать влияния на климат района: сравнительно прохладное лето, относительно теплая зима, продолжительная, но зато не холодная осень и хмурая поздняя весна.
Южнее реки Невы тянется гряда холмов, проходящая через Киркгофские и Дудергофские высоты, Красное Село, Койерово, Пулково, Детское Село, Никольское, Захожье и Путилово (на южном берегу Ладожского озера; к западу, параллельно берегу Финского залива, тянется крутой береговой скат (Петергоф, Ораниенбаум). Вот между этим береговым скатом, с одной стороны, и реками Лугой и Оредежем, с другой, находится так называемая силурийская возвышенность. А вдоль берега Финского залива, от Горской до Сестрорецка и дальше на север, на расстоянии 13 км, тянутся наносные, песчаные горы-дюны, часть которых остановилась в движении и поросла сосновым лесом, а часть продолжает перемещаться и разноситься ветром.
Леса в нашем районе вообще много: на низких, равнинных местах господствуют смешанные леса (ель, береза, осина, ольха), а на возвышенностях преобладает сосна. Встречаются у нас и дубовые рощи, например у Сестрорецка - "Дубки", но это уже искусственные насаждения, вырощенные капризом русских самодержцев. Между прочим, надо сказать, что леса Пригородного района сильно пострадали за годы войны и революции, в эпоху острого топливного кризиса.
Так как пласты земной коры часто обнажаются по берегам рек и ручьев, а такие обнажения встречаются в нашем районе по берегам рек Тосны и Поповки близ Слуцка, то лыжнику удастся убедиться на практике в местах обнажений, что осадочные породы залегают повсеместно в районе, сменяя друг друга. Внизу твердая, кристаллическая порода - гнейс (не пропускающий воды), а на нем пласты, относящиеся к так называемым кембрийской, силурийской и девонской системам; все эти пласты, в свою очередь, прикрываются наносной, моренной толщиной, состоящей из глины, песка, различной формы и величины валунов, галек и всякого рода несортированных обломков.
Такое строение почвы обеспечивает добычу в Пригородном районе необходимых для промышленности и строительства материалов: так, по берегам Невы, Ижоры, Славянки и т. д. имеются хорошего качества глины, а отсюда - широко развитое здесь кирпичное производство. Затем огромные залежи торфа дают возможность использовать местные запасы топливной энергии, что особенно необходимо, считаясь с высокой себестоимостью привозного донецкого угля.
Кроме того, совершенно новое применение торфа для коксования открывает широкие горизонты проблеме "большой металлургии" в Ленинграде. До сих пор за отсутствием достаточного количества угля здесь на месте вообще (и коксующего в частности) приходилось всякого рода железные отбросы вывозить на Урал для переплавки, а пиритные огарки (получаются при производстве серной кислоты в качестве отбросов и содержат большое количество железа) оставлять неиспользованными.
Теперь, когда найден способ коксования торфа, перед ленинградской промышленностью открываются огромные возможности плавки железных отбросов и пиритных огарков тут же на месте, пользуясь местным горючим материалом.
В основу пятилетнего плана по Ленинградской области было положено использование местного сырья, а потому в отношении нашего района во главу угла была поставлена постройка торфяной электроцентрали и создание Дубстроя на Неве по примеру уже работающего на торфе гиганта - "Красного Октября".
Но вышесказанным еще не исчерпываются сырьевые возможности Пригородного района: по берегам реки Тосны и около Путилова сосредоточены залежи известняка, который в многочисленных местных каменных разработках идет на изготовление известковых плит, а кварцевые пески по реке Тосне перерабатываются в стекло на стекольных заводах района (напр., стекольный завод близ ст. Сиверской)
На правом берегу Невы идет колоссальное строительство невского химкомбината по производству суперфосфата (200 тыс. тонн), серной кислоты (100 тыс. тонн) и цинка (10 тыс. тонн), значительная доля вложений по химпромышленности (40,7 млн. рублей) отнесена на этот завод. (Мы не упоминаем здесь о заводах-гигантах Пpигoродного района - Сестрорецком им. Воскова, Ижорском и "Красном Октябре", так как будем говорить о них отдельно при описании самих маршрутов. Так как наша книжка касается окрестностей Ленинграда, то заводы внутри города мы, за редким исключением, не упоминаем)
Лесные богатства района используются для развития лесобумажной и лесохимической промышленности: в районе реки Невы, около Шлиссельбурга и т. д. существует ряд писчебумажных фабрик и химических заводов.
Наконец, необходимо посмотреть у Пороховых первую вискозную фабрику, которая химическим путем производит из дерева искусственный шелк и шерсть.
"Что касается сельского хозяйства Пригородного района, то оно имеет совершенно определенное животноводчески-молочное направление с уклоном к огородничеству. Поэтому полеводство превращено здесь, фактически, в кормовую базу для животноводства, занимая 80,8% всей посевной площади" (Пятилетка Ленинградской области, Лгр., 1930.)
Строительство колхозов Пригородного района, с огородным направлением сельского хозяйства, развитой культурой картофеля и интенсивно-молочным животноводством, основанном на сбыте молока в непереработанном виде, идет по линии организации сельско-хозяйственных артелей - ТОЗ (товариществ по совместной обработке земли).
На весну 1931 г. в районе было коллективизировано 41% сельских хозяйств, причем это количество включает 7 коммун, 46 сельскохозяйственных артелей и 71 ТСОЗ.
Наряду с этим характерен факт, что бедняцко-батрацкие слои деревни, обладающие ничтожным количеством средств производства, имеют тенденцию объединяться в наивысшую форму колхоза- коммуну; что касается середняка, то последний сначала входит в колхоз лишь на основании обобществления полеводства, а потом переходит от ТСОЗ к с.-х. артели и, наконец, неизбежно, к коммуне, убеждаясь на практике в преимуществах коллективного хозяйства над индивидуальным:
Далее интересно, что при коллективизации, прежде всего, обобществляются машины, а в самом конце живой инвентарь. В данном случае в нашем районе коллективизация всех средств производства достигла 99,8% в коммунах и 81,6% в с.-х. артелях, а в то же время живой инвентарь - является почти на 50% частной собственностью.
Очень важно, что колхозы в районе растут в смысле не только их количества, но и увеличения размеров каждой.организационной единицы: растет число объединяющихся хозяйств, размер пашни, обобществленного скота (в 2-4 раза за 2 месяца).
Рост колхозного движения в Пригородном районе, как и вообще по области, захватывает сейчас все большие бедняцко-середняцкие массы, последние увидели на практике преимущества крупного социалистического хозяйства над мелкособственническим и распыленным. Они убедились, что пролетариат может выступить не только их союзником и организатором, но что под руководством рабочего класса и коммунистической партии для них открывается широкая возможность перестройки своего раздробленного хозяйства в крупное и обобществленное.
И вот, перед самодеятельными туристскими группами стоит интересная и огромная по своему политическому объему задача: используя массовые лыжные вылазки, активно содействовать коллективизации сельского хозяйства в Пригородном районе. Нужно вести беседы с крестьянами-колхозниками и совхозниками, попутно разъяснять самому отсталому крестьянину-одиночке, в котором еще медленно изживаются старые мелкособственнические инстинкты, о наших победах на колхозном и совхозном фронте, о наших успехах в деле поднятия производительности, урожайности и доходности в полеводстве и животноводстве.
Необходимо отметить цифры, ярко рисующие превращение Пригородного района в продовольственную базу Ленинграда. Посевы овощей с 2 600 га по району в 1930 г. доведены в 1931 г. до 8 000 га, причем количество корнеплодов увеличивается в три раза, а картофеля - вдвое. Пригородные совхозы будут иметь в этом году 20, а колхозы -16 молочных ферм. Количество молочного скота увеличено в 4-6 раза. В 8 раз возрастает количество свинооткормочных пунктов (Пятилетка Ленинградской области).
В результате, в текущем году Ленинград получит из Пригородного района 30% нужных ему овощей, 15% картофеля, и треть всего необходимого ему количества молока.
Теперь скажем несколько слов о населении Пригородного района, с которым туристу-лыжнику придется иметь дело, вернее - об истории этого населения; отметим значение этих мест с точки зрения культурно-исторических ценностей, а также укажем те железнодорожные и др. пути, которыми нашему экскурсанту, может быть, придется воспользоваться.
Население Пригородного района исчисляется на 1 января 1930 г. в 275000 человек. Состав его крайне пестрый: тут и потомки первоначального финского племени коренных жителей края - "ижоров"; здесь финны, эсты, латыши, карелы и, наконец, немцы, которые с давних времен организовали тут (напр., в районе Детского Села) свои колонии, переходящие сейчас в колхозы, как мы это увидим при описании маршрутов.
Пестрота национального состава объясняется тем, что две империалистические державы - Россия и Швеция - в течение ряда десятилетий, проводя свои захватнические тенденции, борясь за обладание местными водными путями, захватывали по очереди эти места. В конечном результате эта местность перешла к России и коренное население, естественно, смешалось с пришельцами.
Затем при постройке Петербурга нарождающийся капитализм "Государства Российского" не щадит "подлых людишек": он сгоняет их сюда несчетными толпами, чтобы, захватив этот топкий, мало населенный, пустынный край, создать из него новый военный, административный и торговый центр. И опять-таки все коренное население, уже разбавленное пришлыми, из-за войн, элементами, еще раз смешивается с выходцами из центральных губерний.
Между прочим, очень интересен и исторически показателен тот факт, что южные и восточные окрестности Ленинграда (в пределах Пригородного района), между левым берегом Невы и Финским заливом, заселены гораздо сильнее северных и западных. Объясняется это тем, что насильственное переселение крестьян шло с востока и юга, а они со своей стороны старались осесть ближе к родным местам.
Кроме того, здесь в первую голову создавались тракты, шоссе, железные дороги: с севера были бесплодные, пустынные места и для развивающейся торговли отсутствовала таким образом база, а с запада было море (Финский залив).
Вообще же интересующий нас район был населен еще за несколько тысячелетий до нашей эры: об этом с достаточной ясностью говорят те стоянки доисторического человека каменного и железного веков, которые были обнаружены в нескольких местах, напр. на берегу Сестрорецкого Разлива, Лахты и Токсова: найденные там предметы обнаруживают не только принадлежность наших предков к восточно-финской неолитической группе, населявшей юго-восточную Финляндию и прилегавшие к ней части России, но и на оживленный обмен между племенами. Дальше, в районе Белоострова и Дибунов открыты курганы более позднего происхождения, относящиеся, по найденным в них изделиям, к железному и бронзовому векам. Эти ценные находки сосредоточены в Лахтинском музее, и лыжнику небезынтересно будет там с ними познакомиться.
Кроме всего сказанного, нет ни одного района в области, где было бы сосредоточено такое количество памятников прошлого, дворцов-музеев, парков, бывших имений, усадеб, являющихся отображением социально-экономических влияний минувших столетий, записью того, сначала дворянско-крепостнического, а потом капиталистического уклада, на развалинах которого выросло наше новое социалистическое строительство. С этой точки зрения очень интересно ознакомиться лыжнику с. прошлым тех мест, где теперь он видит ростки новой жизни: каждое сведение о бывшем имении, превращенном сейчас в колхоз, распахивает перед ним наглядно страницу истории в ее сравнительном разрезе, и под тем же углом наш турист сможет в той же деревне, на этом же месте провести беседу с крестьянами о том, что мы разрушили и что мы строим. Такой сравнительный, показ истории откроет глаза многим маловерам.
Между прочим, туристу весьма полезно указать в своей беседе на стандартное строительство рабочих поселков. Огромный недостаток в жилище в связи с потребностью обеспечить таковым как можно скорее рабочий класс плюс стремление к удешевлению постройки вызвали к жизни строительство стандартных (однотипных) домиков, заготовляющихся Стандартстройтрестом в законченном и дособирающемся на месте виде. Такие домики изолированы, приспособлены большей частью для одной семьи, состоят из 2-3-4 комнат, снабжены необходимыми удобствами и обстановкой, обходятся не дороже квартирного общежития, приобретаются в полную собственность и всегда при переезде могут быть использованы в другом месте.
В Сестрорецке, на Дюнах, в Озерках, Токсове, на Мельничном ручье мелькают среди зелени эти карточные, "чайные" домики, составляя целые рабочие поселки.
Пригородный район испещрен железными и гужевыми дорогами, которыми лыжник всегда может легко пользоваться, в случае усталости или мятели, при которой легко сбиться с пути.
Здесь проходят 11 железнодорожных линий Октябрьской ветви:
1) северная часть района пересекается линиями на Сестрорецк, Курорт, Белоостров, Токсово, Васкелово, Ладожское озеро, Невскую Дубровку;
2) в южной части проходят линии на Москву, Ораниенбаум, Котлы, Веймарн, Кингисепп, Псков, Павловск, Дно, Новгород.
Кроме того, здесь проходят дороги на Мурманск и Тихвин.
Гужевая сеть шоссе и проселочных дорог не менее густа:
1) в сев.-зап. части Выборгское шоссе, от которого отходит Кексгольмский тракт;
2) вдоль побережья залива - шоссе Ленинград- Сестрорецк;
3) в сев.-вост. Части - дорога Ленинград - Рябово - Мельничный ручей - Ириновка.
4) Ленинград - Колтуши - Рябово (и др. менее значительные).
В южной части:
1) Ленинград-Ораниенбаум,
2) Ленинград- Кингисепп,
3) Ленинград - Луга - Псков;
4) Лигово - Детское Село, Знаменка - Детское Село, Стрельна - Красногвардейск, Красное Село - Ропша - Детское Село, Детское Село - Колпино;
5) в южной части района проходит Московское шоссе.
И всего этого мало при необычайном росте населения и индустриализации района. Уже к 1 января 1933 г. должны быть полностью электрифицированы линии Ленинград - Ораниенбаум и Лигово - Гатчина. В тeчeниe 1933 г. будет электрифицирована линия Ленинград-Павловск 1. Дальше пойдет электрификация участков Детское Село - Вырица, Ораниенбаум - Лебяжье, Гатчине - Сиверская.
Общая характеристика района отмечает, что это обширный, богатый городскими центрами участок области, подчиненный в хозяйственном отношении Ленинграду, покрытый густою сетью железных дорог, с высокоинтенсивными формами сельского хозяйства, с широким распространением дачных промыслов, с крупной фабрично-заводской промышленностью.





Subscribe
promo ingria_art september 26, 2018 22:30 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment