Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote in ingria_art,
Федотов Валерий Павлович
matholimp
ingria_art

Categories:

На лыжах по окрестностям Ленинграда

Книгу под таким названием издали в ОГИЗ "Физкультура и туризм" в 1930г. Авторы: Н.X.Виленская В.Н.Клычин. Клуб туристов "Московская застава" в 2005г. отсканировал и обработал текст. Но сайты, на которых он был выложен, теперь недоступны. Чтобы в очередной раз не потерять редкую информацию по топографии и топонимике почти вековой давности, я сейчас сделаю здесь посты по каждому маршруту.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Работа в пути
Необходимые советы лыжникам
Изучим наши окрестности
Маршруты
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Эта книга предназначается не для аполитичных, чисто спортивных вылазок. Прошли времена бесцельных, либо в лучшем случае образовательных путешествий, и нет больше места аполитичному бродяжничанью. Наша социалистическая стройка дала новое общественно-политическое содержание туризму. И сейчас нет ни одного участка великой стройки, где этому последнему не было бы отведено почетное место: в борьбе за промфинплан, за ударничество и темпы, в борьбе за социалистическое строительство, за пятилетку в четыре года, в борьбе за все актуальнейшие хозяйственно-политические задачи дня пролетарский туризм выдвигается на передовые позиции нашего революционного фронта, разя своим главным орудием- показом пятилетки в действии, смычкой города с деревней, смычкой пролетариата разных концов СССР.
Широкие, окутанные снежным покровом в долгие зимние месяцы пространства нашего Союза создают во всех отношениях благоприятную обстановку для лыжного туризма. В нашем распоряжении все предпосылки для развития одного из интереснейших видов путешествий, а между тем до сих пор мы не сумели развить его в достаточной степени.
В зимнее время только незначительная часть трудящихся использует продолжительные отпуска, и потому лыжный туризм носит почти исключительно местный характер, хотя наша страна представляет все возможности отдаленных путешествий (Карелия, Кольский полуостров, Печерский край, Мурман и г. д.); Но зато мы можем с успехом использовать для лыж дни своего отдыха.
Наши маршруты охватывают окрестности Ленинграда радиусом в 50 - 60 км. Они построены в виде цепи, опоясывающей город, начиная с северной его стороны- (Сестрорецк) и заканчивая последнее звено на юге (Стрельна).
Взяты они с таким расчетом, чтобы турист-лыжник имел возможность их комбинировать, т. е. объединять несколько маршрутов в один, в том случае, если в его распоряжении будет несколько дней отдыха. Ведь этого рода местный туризм является самой .лучшей подготовкой к дальним путешествиям. С одной стороны, он тренирует и закаляет организм, а с другой-такие лыжные вылазки, тем более регулярные, в течение целой зимы, дают возможность туристу серьезно, во все") охвате познакомиться с предлагаемым районом с точки зрения его хозяйственного Уклада, ландшафта, истории, экономики, быта населения, естественных богатств края. Правда, Пригородный район по которому проходит большинство наших маршрутов, изучен очень тщательно, а к тому же снег исключает возможность, в большинстве случаев, научно-исследовательской работы, но даже проверяя уже готовые цифры, итоги, планы, делая выводы общего характера из своих наблюдений, производя топографические съемки местности,-турист приобретает богатый запас знаний, которые послужат ему основой для углубленных изысканий в области изучения края и подготовят его тем самым для дальней, многообразной туристской работы.
При выборе маршрутов мы руководствовались разными соображениями. Наша основная цель- дать возможность рабочему, крестьянину, учащемуся охватить хотя бы в местном масштабе пятилетку в действии. Взяты как раз те места, которые насыщены отзвуками героической борьбы за пятилетку ленинградской промышленности. Вместе с тем они являют картину победного шествия коллективизации, особенно на некоторых отрезах (Куйвазовский район), давая своими колхозами и совхозами полное представление о социалистическом секторе сельского хозяйства. Этот показ пятилетки в действии и выковывает тех энтузиастов, которые строят ударными темпами 518 и 1040 и сплошным потоком идут на штурм за пятилетку в четыре года, преодолевая бешеное сопротивление классовых врагов, догоняя передовые капиталистические страны в области техники и далеко перегнав их в воле и уменьи строить новое общество.
Кроме того, нам хотелось отметить те памятники бесславно в прах рассыпавшейся монархии, которые являются вместе с тем страницами героической борьбы и победы пролетариата, строящего свой новый социалистический мир на развалинах сгнившего самодержавия.
Наконец, окрестности Ленинграда - это летопись нашей гражданской войны, летопись геройской обороны подступов к нашему городу - колыбели Октябрьской революции. В данном случае вопрос лыжного туризма тесно увязывается с задачами военизации туризма на службу обороне СССР.
РАБОТА В ПУТИ
Внимание рабочей общественности, тесно связанной бытовыми и хозяйственными интересами с деревней, приковано к реконструкции сельского хозяйства; дело пролетарского/ туризма использовать этот интерес, мобилизовать его в реальную, действенную помощь широких слоев пролетариата перерождающейся, коллективизированной деревне.
Тут широкое поле для инициативы наших туристов-лыжников. В любой избе-читальне, красном уголке, кооперации, сельсовете можно провести лекцию, доклад, беседу по текущим вопросам, по, вопросам туризма. Турист - проводник новых проблем, выдвигаемых в порядок дня неудержимым ростом нашей страны. Внедрение шести условий тов. Сталина- принципы хозрасчета, перехода на сдельщину, прогрессивно-премиальная оплата труда в применении не только к индустрии, но и к сельскому хозяйству, уничтожение обезлички и уравниловки-все это может служить темой для беседы, причем само население часто задает ряд вопросов, накопившихся в процессе восприятия нового быта. Таким образом осуществляется истинная смычка города с деревней: турист проводит беседу о превосходстве социалистических форм земледелия над единоличным, мелкособственническим способом обработки, и здесь же он разъясняет крестьянину роль индустриализации страны, займов, строительства и политических мероприятий, которые для данного периода социалистического наступления имеют решающее значение.
Но на этом не заканчивается работа наших туристов в деревне: наряду с беседой наши лыжные группы могут оказать реальную помощь колхозам - передать фабрично - заводской опыт организации труда, сообщить необходимые агротехнические сведения, инструктировать в составлении промфинплана, отчетности. Вместе с тем мобилизовать внимание крестьянства на ударничестве и соцсоревновании, на выдвижении встречного плана, взятии отстающих колхозов на общественный буксир и т. д.
Конечно, трудно предусмотреть все возможные в данном случае формы работы, но мы говорим лишь об общем ее направлении, предоставляя самую широкую инициативу нашим туристским группам.
Понятно, что такая работа делается не день, и не два, но здесь помогает близость расстояния: вылазки могут часто повторяться в свободные дни, и таким образом осуществится намеченный план. Наконец, если трудно провести большую работу, надо вспомнить, что деревня нуждается во всякой посильной помощи, особенно в смысле культурной работы: захватить с собой небольшую библиотечку по сельскохозяйственным вопросам, организовать экскурсию в ближайший, если не образцово, то хорошо поставленный колхоз или совхоз, в порядке обмена опытом устроить вылазку в деревню художественно-показательной бригады, помочь организовать на месте собственный кружок, наладить связь с городом для постоянного инструктажа.
Работы во всех видах и формах - непочатый край.
Каждый турист-лыжник найдет себе здесь применение для стопроцентного ударного отдыха.
А там, где трудно работать одному, соорганизуем бригады, бросим их на разные маршруты, объявим ударные задания, поделимся своим опытом, пропитаем лыжный туризм нашими социалистическими методами - соцсоревнованием и ударничеством.
Необходимо здесь подчеркнуть ту идейную связь, которая существует между пролетарским туристским и физкультурным движением в области лыжного дела. В условиях нашего Севера и для туриста и для физкультурника лыжная массовая вылазка ставит перед собой задачи не простого самостоятельного развлечения, а задачи повышения общественно-политического и культурного уровня широких трудящихся масс города и деревни, задачи обороны страны, что в настоящий момент приобретает громадное значение.
Используем для этой цели каждого из наших туристов-лыжников, наши самодеятельные группы, наши бригады.
НЕОБХОДИМЫЕ СОВЕТЫ ЛЫЖНИКАМ
Пригородная местность Ленинграда совсем не скучна, как думают многие: наоборот, здесь чередуются самые разнообразные картины, начиная от низких болотистых мест и равнинного ландшафта и кончая живописнейшими уголками Парголовских и Токсовских высот да запорошенных снегом берегов Финского залива вдоль Сестрорецкой полосы, поросших то смешанным, то чисто хвойным лесом. Сделав первую же лыжную вылазку, турист убедится на практике, сколько интересного со всех точек зрения таят в себе окрестности Ленинграда.
Но прежде чем отправиться в поход, надо запастись целым рядом сведений как о самих лыжах и их применении, так и о том, как вести себя во время пробега, чтобы получить максимум пользы и удовлетворения. Прежде всего начинать нужно с небольших переходов, от 10 до 15 км; за длинными переходами турист не должен гнаться, чтобы иметь время для проведения общественной работы в пути.
Для того чтобы путешествие проходило достаточно успешно, нужно к нему заранее подготовиться и, прежде всего, разрешить вопрос о лыжах: для туриста под Ленинградом наиболее подходят лыжи типа "Муртома", которые позволяют двигаться с большой скоростью, а вместе с тем достаточно прочны для путешествий по пересеченной местности. Но для очень гористых мест лучше брать специальные горные лыжи. Здесь совершенно непригодны беговые, которые слишком хрупки, узки и которыми трудно управлять в горах. Размер лыж надо подбирать в зависимости от веса лыжника. Лыжи должны быть достаточно прочны, не сучковаты, без искривлений; прослойка дерева должна быть прямая, а скользящая поверхность - без царапин и трещин.
Лыжи надо прикреплять к ногам не только носковым ремнем, но и пяточным, дающим возможность лучше ими управлять. Палки должны быть как раз по плечо лыжнику, достаточно прочные, но не тяжелые, лучше всего бамбуковые, с кольцом из прочной резины и острым, хорошо прикрепленным наконечником. Верхний конец палки должен быть овальным, с петлей для руки. Чтобы лыжи лучше скользили по снегу, их смазывают специальной мазью, которую можно достать в спортивном магазине.
После лыж надо обратить самое серьезное внимание на обувь. Лучшие ботинки для туриста - горные, с прочной, толстой подошвой и низким каблуком. Единственный их недостаток - большой вес. Хороша еще лыжная обувь типа "Муртома" с острым, жестким, загнутым носком, со сплошной подметкой и низким каблуком; по виду они схожи с пьексами. Можно путешествовать на лыжах в валенках и даже приспособить для этой цели простые рабочие ботинки, но, конечно, нельзя отправляться в дорогу в русских сапогах, туфлях, ботах, галошах или в обуви на высоких каблуках. Между прочим, обувь перед путешествием несколько раз смазывают жиром (касторовым маслом или специальной мазью), чтобы она не промокала и оставалась мягкой; при этом на остановках просушивают ее у печки.
Необходимым спутником путешествий является рюкзак, или дорожный мешок, который нельзя чересчур нагружать, так как каждый лишний килограмм больно сказывается на лыжнике в дороге. В местных вылазках вес метка со снаряжением не должен превышать 4-5 кг. Брать с собой необходимо запасные туфли, носки, свитер, а кроме того походную аптечку и ремонтные принадлежности (иголки, булавки, запасную мазь для лыж, немного белой жести, проволоки, гвоздиков, молоточек, стамеску, отвертку, нож). Хорошо иметь запасной электрический фонарь, облегчающий передвижение в темноте, и вторые ремни для колец.
Одеваться следует не слишком тепло, но и не особенно легко, причем платье должно быть просторным, не стесняющим движений; лучше всего в данном случае свитер или фланелевая рубашка, а в очень холодную погоду и то и другое; затем на ноги не слишком узкие, но и не слишком широкие брюки, так как в первом случае они затрудняют движения, а во втором задевают за кусты в лесу. Сшить их надо так, чтобы они держались без подтяжек. Белье трикотажное, а в большие морозы - фланелевое или шерстяное. На ноги шерстяные носки поверх бумажных или прямо на тело. На голову вязаный шлем или шапочку. На руки надевают кожаные рукавицы на теплой подкладке или под них вторые рукавицы; перчатки нельзя ни в коем случае употреблять. Мужчины, кроме брюк и теплого белья, надевают еще теплые трусики или теплые треугольники для предохранения половых органов от отмораживания. При сильных морозах лицо смазывают (не жирно) вазелином, а при ветре надевают фланелевую маску.
Женщинам рекомендуется одеваться по-мужски и во всяком случае не носить узкой юбки, а пользоваться теплыми шароварами.
Когда необходимое снаряжение готово, надо выработать маршрут, наметить начальный и конечный пункты путешествия, достать компас и карту, Путешествовать без карты неудобно, так как вы будете итти вслепую, не зная, где находитесь и что вас ждет впереди. По карте, владея компасом, вы можете намечать дальнейший путь. Ведь для лыжника нет никаких преград, и, взяв карту, можно обозначить себе дорогу в любом направлении, потому что леса, болота, реки - все доступно туристу на лыжах.
Кроме карты и компаса, необходимо брать с собой часы. Последние нужны нам для определения пройденного расстояния. Средний лыжник в течение часа может пройти русским ходом приблизительно 6-8 км (без большой нагрузки), а финским--10-12 км и более в то же самое время. Каждый лыжник должен в первую очередь определить скорость своего хода: поэтому, выходя на дорогу с километровыми столбами, он по часам определяет, сколько проходит километров в час при различных способах и темпах движения. В тех случаях, когда мы идем без дороги по компасу (то же самое и по дороге, где нет километровых столбов), мы посредством часов определяем свое местонахождение, причем делаем это так: на исходном пункте нашего путешествия (положение его на карте нам известно) мы замечаем время: берем направление при помощи карты и компаса и идем по возможности постоянным, ровным шагом. Но вот нам потребовалось определить свое местонахождение: смотрим на часы, - с тех пор, как мы вышли, прошло, например, полтора часа, а шли мы приблизительно со скоростью 6-8 км. Таким образом мы прошли 9-12 км. Тотчас же откладываем на карте в принятом нами направлении 9-12 км и находим свое местонахождение.
В среднем, при заходе в деревни и осмотре интересных мест, турист может пройти в зимний день от 15 до 30, а наиболее опытный - от 30 до 50 км. Путешествовать лучше всего, подбирая себе равных по силе и тренировке товарищей, причем для большей организованности выбирается староста, на обязанности которого лежит намечать на карте маршрут, выбирать время и место отдыха и т. д.
Перед выходом проверьте, все ли в исправности, прочно ли прикреплены лыжи к ноге, нет ли трещин на лыжах или палках, не стесняет ли одежда движений, не тесны ли сапоги (пальцы слегка перебинтовывают во избежание ссадин).
В пути туристы-лыжники идут ровным шагом, не стараясь перегонять друг друга и сменяя по очереди идущего впереди и прокладывающего лыжню: делается это тем чаще, чем труднее путь (рыхлый снег, ветер в лицо, подъем и т. д.). Такую смену можно производить на ходу. Большей частью приходится итти русским ходом, т. е. с переменной работой палок и скользящим шагом, так как груз и нетронутый снег затрудняют применение финского хода. Кроме того, турист должен еще научиться подниматься в гору "елочкой", "ступеньками", делать повороты и т. д.
Из продуктов питания рекомендуется брать с собой сахар, масло, сало, хлеб, сыр. Особенно важен сахар, потому что он быстро восстанавливает потерянные силы. Не надо много есть перед выходом и сразу по возвращении. Чтобы избежать простуды, не ешьте снега, не пейте во время остановок холодной воды, а делайте это только при крайней необходимости и то в небольшом количестве. Дышать надо всегда спокойно, ровно, через нос, стараясь делать это в такт движениям.
Помните, что зимний день короток, не задерживайтесь в городе и выходите с рассветом, чтобы успеть закончить маршрут до наступления ночи.
Прежде чем отправляться в путешествие, научитесь ходить на лыжах и управлять ими, иначе вместо удовлетворения у вас останется только неудовольствие и разочарование. Начинайте с маленьких переходов, постепенно совершенствуясь и достигая средних нормальных,




Subscribe

promo ingria_art september 26, 2018 22:30 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments