Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote in ingria_art,
Федотов Валерий Павлович
matholimp
ingria_art

Category:

Ru_рик - король зоны Ru?

Оригинал взят у matholimp в Ru_рик - король зоны Ru
Оригинал взят у swinow в Абдеры и ободриты; Грифон и Бычья Голова; Венеция и Винета; венеды, венеты и венды.
Читатель, оставивший несколько комментариев к моим постам, подписывающийся Александр Р. навёл меня на мысль сделать заметку на следующую тему.

Аполлон Григорьевич Кузьмин, описывая Южную Балтику и ободритов, несколько раз упоминает их легенду, записанную в 15-ом веке Николаем Маршалком Турием в работе «Анналы герулов и вандалов»: «Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте - водрузил грифа». (A.Frencelii. Op. cit. P. 126-127,131). Упомянутый Антюрий - это легендарный предок ободритских князей, который был соратником самого Александра Македонского. Прибыв на Балтику - он поселился на её южном берегу. Его спутники, соответствие с этой же легендой, стали основателями многих ободритских знатных родов!

Что касается Буцефала, голову которого Антюрий водрузил на носу корабля - то так действительно звали любимого коня Македонского. Имя это буквально означает "Бычья Голова". Ныне бычья голова - это главный и самый распространённый символ Мекленбурга. Она, в десятках вариантах изображена на гербах различных его городов, районов, и даже посёлков и деревень.


Герб Мекленбурга

А гриф, или грифон - соответственно основной символ Балтийского Поморья! В разных частях Померании также можно встретить огромное число его изображений. В том числе, сам герб данной исторической области содержит сразу несколько таковых:

Общий герб Померании


А вместе их можно наблюдать, на символике, например, современной немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания.
Надо сказать, что поморские грифоны отличаются очень большим разнообразием - есть среди них и стоящие, и лежащие, и сидящие, и державшие что-то в лапах, и бескрылые, и даже с рыбьими хвостами.

Разыскивая, в своё время, информацию о грифонах - я наткнулся на изображения больших древнегреческих серебряных монет - статеров, на одной стороне которых были выполнены эти самые грифоны! Подчас, очень красиво, что вообще свойственно греческим монетам. Вот, например, один из таковых:









И какого же было моё удивление, когда я обнаружил, что город, который выпускал их в древности, назывался Абдеры, или Абдера (Ἄβδηρα). Он существует до сих пор - находится на Эгейском побережье Фракии - то есть совсем рядом с исторической Македонией, откуда родом был Александр Великий, чьим спутником и был наш легендарный Антюрий.

Вот здесь вы найдёте массу изображений абдерских статеров с грифонами - разных веков выпуска (в основном 6-3 до н.э.). Монеты с грифоном чеканили также и некоторые другие греческие города, и даже более поздние греческие провинциальные монетные дома - времён Римской Республики, но подавляющее большинство их принадлежат древним Абдерам. Сами же грифоны, как полумифические существа, в Древней Греции считались обитателями легендарной Гипербореи. И познакомились греки с ними, видимо, у степных кочевников - скифов, саков, савроматов, мессагетов и т.д. Многочисленные изображения этих существ находят по всему ареалу этих народов - от Алтая до Чёрного моря.  

И вот ещё, "до кучи":


Абдерский статер, на котором изображён сразу и грифон и бычья голова - "буцефал". То есть квинтэссенция всей геральдики Мекленбурга и Померании на одной монете! И отчеканили эту монету именно в древних Абдерах.

Я не знаю - писал ли об этом кто-то ещё, или нет. Но я не припоминаю, чтобы мне это где-то попадалось. Может быть, я вообще первый, кто это заметил? Это открытие для самого себя я сделал самостоятельно - несколько лет назад. Если кто-то об этом уже где-то читал - прошу сообщить.

Что касается самих ободритов - то в источниках, ведь, их имя, обычно пишут через "а" - абодриты (Abodriten, Abotrites, Abodrites). Форма "ободриты" (Obodrites) - в источниках не так уж сильно распространена, и вообще, это скорее, книжная славянизированная форма. Ну а уж, бодричами их точно никто и никогда не называл. "Бодричи" эти - прямая выдумка, или как сейчас говорят, конструкт из 19-ого века. Так может, на самом деле - это "абдериты", граждане Абдер? Может быть, вот это и есть истинная этимология данного этнонима? И уходит она корнями во времена Александра Македонского, когда некий соратник великого Царя, родом из земель южных венедов, из Абдер, ушел со своими друзьями в земли северных венедов, где, на новой родине, его имя, и имя его соратников сохранилось в веках? А если Антюрий и правда был соратником Македонского, то где он мог побывать с ним, перед тем, как попал на Балтику? Бактрия, Персия, Египет, Индия? Но сейчас не об этом.

Кто такие южные венеды? А.Г.Кузьмин, как и некоторые другие авторы, писали про адриатических венедов, или венетов, и более того, не только адриатических но и ещё более восточных. Что касается адриатических венетов - на северо-востоке Италии, ещё во времена Римской Республики, было известно племя с таким названием. По нынешней классификации, их именуют "италийским племенем" (якобы по языку, они были "италийцами", что как бы, установлено по паре надписей на стенах). Жили эти венеты на западе Адриатики - примерно там, где сейчас стоит город Венеция, который назван так, собственно, именно в честь них. Хотя был основан много позже времён Римской Республики. Но о венетах там, видимо, ещё прекрасно помнили. Помимо Венеции - целая область современной северо-восточной Италии называется Венето. Что касается самого этого племени - то оно получило права римского гражданства ещё в первом веке до нашей эры и постепенно ассимилировалось.

Но ведь, некие венеты, или энеты упоминаются и существенно восточней, а также значительно раньше - в том числе, даже в связи с древним конфликтом всех времён и народов - троянской войной, случившейся когда-то на Эгейском море! Вроде как, они принимали в нём активное участие, о чём заявляют ряд античных авторов (Юстин, Тит Ливий, Зенадот). Абдеры, выпускавшие монеты с грифонами стоят - на берегу Эгейского моря.

Венеты, или венеды потом ещё неоднократно упоминаются в разных источниках - и римских, и средневековых - в основном касательно Центральной Европы. В том числе, описываются некоторыми авторами как огромное племя, занимающее чуть ли всю Центральную Европу. Хотя это имя знают не только там. Есть ещё венеты-мореходы из Галлии, о них мы, чуть ниже, тоже скажем. А Иордан, в 6 веке н.э, как все мы помним, прямо заявляет - что венеды, это то, как раньше назывались славяне. Мы не знаем, так это или нет - может быть, настоящие венеды были каким-то племенем, которое растворилось среди славян, или среди части славян, но связь со славянами явно наличествует.

Более того - я не открою секрет, когда напомню, что всё средневековье, и позже - значительную часть западных славян, их соседи - немцы, скандинавы, англичане и т.д. называют вендами. И одним из племён этих вендов являются те самые ободриты-абодриты, с упоминания древней легенды которых мы начали нашу заметку. Кроме того, в землях этих самых вендов - в средневековье стоял легендарный город Винета (или Волин) который, видимо, располагался на севере острова Узедом, в замысловатой системе впадения Одры в Балтийское море. Город этот был сказочно богат, о чём сохранились сведения в средневековых источниках. В нём можно было встретить любые чудеса, которые только существовали в тогдашнем мире. Долгое время, это был главный торговый город Балтики и вообще Северной Европы. К сожалению, он, видимо, погиб в результате природного катаклизма в начале 14-ого века. По своему названию Винета - это практически брат близнец Венеции. Разве нет? И располагался, он, фактически ровно над Венецией - чётко на север от неё, на берегу "следующего" моря. При этом адриатическая Венеция - ведь тоже была торговой столицей запада Средиземного моря, да и вообще - Южной Европы - также чрезвычайно богатой.

Подробней о балтийской Винете смотрите здесь: Карл Шухардт Аркона, Ретра, Винета.

Многочисленные топонимов, в которых упоминаются венды, венеды, или винеды - массово представлены практически по всей Германии - от Австрии, и северной Швейцарии, до Северного моря. Есть среди них, в том числе, очень древние. Например, римское название Вены - это  Vindobona, а современного баварского Аугсбурга, который считается одним из древнейших городов Германии - Augusta Vindelicorum (буквально - "город Августа, в стране винедов, живущих по Лику", современное немецкое название реки Licus - Lech, Лех).

Следами венетов или венедов, у нас в России, может быть название древнерусского племени вятичи, которое произносилось в древности как вентичи, т.е. это буквально, "потомки венетов, или вендов". Они, как известно пришли сюда с Запада ("вятичи от ляхов"). В одном из интервью академик А.А.Зализняк говорил также, что финское и эстонское вене, которым те называют русских - связано с венедами-вендами. Хотя с этим утверждением, насколько я знаю, согласны не все.

Ну и теперь, раз уж мы так подробно всё описываем - давайте вспомним о венетах Юлия Цезаря. Это было племя, с которым он столкнулся где-то на морском побережье Галлии. То ли в нынешней Бретони, то ли в современной Нормандии. Он также называет их венеты-мореходы. Это племя оказало ему, видимо, самое сильное сопротивление, из всех жителей Галлии. По крайней мере, Цезарь живописует их воинское мастерство, храбрость и упорство. Он называет их "кельтами". Хотя, может быть, в подобной классификации мы видим не столько подход учёного, сколько, достаточно скромный интерес к этнической принадлежности "варваров" - со стороны завоевателя. Может быть, он просто условно и обобщённо - собирательно, так сказать, называл всех жителей Галлии "кельтами"? Подобно тому, как позже белые завоеватели называли всех жителей Америки "индейцами", вне зависимости от их этнического происхождения? Хотя "кельты", "галлы" Цезаря - это, конечно, этнический термин. В первую очередь этнический. А сам Цезарь описывал свои похождения достаточно аккуратно и подробно. Однако это не гарантирует, что он мог описать что-то не совсем точно - в частности, кем были венеты с побережья Галлии. Или, допустим, кем была их знать, если рядовые и правда были галлами. Но и на этом не всё! Оказывается у вендов с Одры, из того самого Волина-Винеты существовал преинтересный обычай! Они поклонялись копью Юлия Цезаря. Немцы описывают что у них был специальный храм, в котором хранился весьма старый, проржавевший наконечник копья, который, по легенде, принадлежал самому Цезарю. Это копьё считалось образцом чистоты - ничего дурного не могло к нему пристать! Как известно, Цезарь разбил тех венетов-мореходов, и довольно жестоко расправился с ними после победы. Но, может быть - часть их ушла к венедам на Балтику, и заодно принесла с собой культ поклонения копью Цезаря? Как заметил один умный человек, такое часто бывает - когда люди обожествляют что-то, с чем не могут справиться. Может быть, венеты, впечатлённые силой и мощью Рима и его армии, обожествили того, кто персонифицировал всё это - Юлия Цезаря? И стали поклоняться его копью. По реалиям древности и, даже, средневековья - в этом нет ничего невероятного! Я уж не говорю, что вообще-то, и в самом Риме Цезарь также был обожествлён. Этими "кельтскими" венетами, кстати могут объясняться ободритские имена явно, или предположительно кельтского происхождения - например, Никлот, Игорь (от кельтского "ингер" - "сын"), или многочисленные имена с кельтским корнем "рик" - "король", включая имя Рюрик.

Вот такая получается история.

А добавьте сюда, что там же, в этом же районе на берегу Балтики жили, или туда время от времени заходили, и ругии, и лугии, и варины, и англы, и саксы, и прочии велеты с редарями и укрянами, и селинги, и ревдигны, и сарматы, и аланы - и всех их вместе, или кого-то из них, по-отдельности, также называли и винулами, и вандалами, а ещё там бывали и готы, и местные кельты, и балты, и вот он - весь этот интереснейший субстрат из которого к нам когда-то пришел уже наш собственный, "легендарный" Рюрик.

По-моему, это довольно занятно, если не сказать очень и очень интересно!

Какие-то части одной мозаики, которые, по-моему, вполне можно сложить вместе, если бы не чьи-то, непонятно почему принятые мысли, или даже, "ментальные законы", из серии, что этого "не может быть, потому, что не может быть никогда".

Это всё напоминает обрывки какой-то неизвестной, забытой, но тем не менее, НАСТОЯЩЕЙ европейской истории, к которой, видимо, МЫ имеем непосредственное отношение! Истории - заваленной тоннами книг о Греции и Риме (безусловно великих), а потом еще и бесконечными рассказами о "великих-привеликих древних германцах", германцах, германцах, германцах (под которыми подразумевались немцы) - что в таких объемах написали сами же немцы, когда хотели подчинить своему вновь возникшему единому государству большую часть Европы. Я так и вижу, как эти немцы кричат в гневе: "Какие, к чёрту венеды, какие славяне, какие ободриты? Этого ничего не могло быть никогда!"

Только почему НАШИ историки повелись на это? Это вопрос... Хотя так делали не все и не всегда. Были и другие. И среди немцев, и среди наших. В любом случае, идея, которая сейчас априори принята историками и так уютно прижилась в историографии Европы - что все эти народы, с такими названиями как венеты, венеды и венды - это какие-то "разные народы" - одни реально "италийцы", вторые "кельты", третьи то ли "праславяне", то ли какая-то "особая разновидность индо-европейцев", оставившие своё имя западным славянам, по-моему, если взглянуть по-простому - очевидная глупость! Конечно - первое, что мы должны предположить об этих "народах", это то, что это один и тот же народ - разные ветви, разные популяции одного и того же народа. Разные его колонии и ответвления, если хотите! И все они, на самом деле, демонстрируют, если чуть-чуть присмотреться, между собой явную связь. Народ этот известен с очень ранних времён, а также - судя по всему, прямо связан с нами! Если мы конечно не исходим заранее из какой-то идеи, что этого "быть не может и всё тут!" Если мы смотрим просто на факты - честно и прямо, это первое, что мы должны предположить.

С большим интересом почитал бы ваши вопросы и комментарии.
Subscribe

promo ingria_art september 26, 2018 22:30 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments