ahma68 (ahma68) wrote in ingria_art,
ahma68
ahma68
ingria_art

Category:

Бысть или не бысть

Оригинал взят у ahma68 в Бысть или не бысть
Небывалое событие ! В наших болотах целый памятник установили .
17:26 | 24.07.2011
«А бой бысть на Жабце полэ....»

Серьезное открытие сделал молодой петербургский историк. Он нашел место битвы между шведскими рыцарями и новгородской дружиной. Она произошла 23 июля 1348 года в канун дня святых Бориса и Глеба.

Читать далее >>


Гипотеза , на основе которой это действо и свершилосьhistory-gatchina.ru/article/tervolovo.htm .Интересно , но спорно . Вкратце о том , что смущает в этой версии . Поверим летописи , что местность или деревня с названием Жабце поле существовала где-то на просторах Ингрии в 14-м веке , но дальше о ней ни слуху ни духу , в переписных книгах Вотской пятины , если не ошибаюсь , такое название не встречается .  В 17-м веке появляется шведский топоним Sabtzapola Odhe , но совершенно не факт , что он относится к тому же поселению . Созвучие есть , несомненно , но например , с Жабино , оно тоже присутствует .Точно определить , где Sabtzapola Odhe находилось трудно . Дягиленский погост -слишком общее месторасположение , он занимал значительную площадь , чуть ли не с половину нынешнего Гатчинского района .Происхождение топонима Sämpsänpalo от Жабце поле еще более туманно , тут уж вопрос , наверное , к филологам .Естественно , что прежние названия финнизировались , некоторые незначительно , как Скворицы - Скуоритса , другие - в большей степени : Кипень -Куйппина , Березня - Рейзино , Залесье - Салези или более поздние переделки Красное село - Круассела , Высоцкое ( в девичестве шведский Витсток) - Вуйсакка . Все эти адаптации к финскому языку имеют общую особенность : с точки зрения этого языка они не имеют смысла . Сямпсянпало в этом ряду стоит особняком , имея вполне ясный и неабстрактный перевод - Самсонова гарь .Вообще-то такая конструкция топонима не очень характерна для здешних мест ,названия , в большинстве своем образованы от фамилий , без упоминания особенностей местности, но совсем рядом есть еще один схожий по конструкции топоним - Аропаккаси - Пустошь Пакканен . Впрочем , эта оговорка теряет смысл , если первоначально это было ижорское название , а Жабце поле - его адаптация к русскому языку .

По поводу трансформации Сямпсянпало - Пеллиля : это категорически неверно .Сямпсянпало -не деревня в нынешнем понимании , а группа хуторов , местность под общим названием . Каждый хутор , в свою очередь , имеет собственное название . Точне говоря , это даже не название хутора , а talonnimi (имя дома ) . В финской деревне каждый дом ( или группа домов близких родственников ) имеет собственное имя , образованное либо от имени , либо от фамилии , либо от прозвища владельца .При этом неважно какая это деревня : " размазанная " по территории на финский манер или компактная в одну улицу с плотной застройкой на русский . Пеллиля - это именно талонними , от фамилии Пелли , потомки этой фамилии до сих пор там живут . К слову , талонними - не константа , то же Пеллиля на карте 1817 года называется Вяйзене . Пала на карте Шонбека совсем не искажение названия Сямпсянпало . При сравнении его карты со шведской картой 1704 года, становится очевидным , что Шонбек , " передирая " , не заметил знака переноса , написание и место размещения на этих картах аналогичны .карта Шонбека/a> шведская карта 1704

Если все-таки предположить , что Жабце поле и Сямпсянпало одно и то же , все равно нельзя определить точно место битвы как окрестности Пелииля . С равной вероятностью она могла проходить в любой точке треугольника Русско-Высоцкое- Кипень - Скворицы , а это десятки квадратных километров .

Еще одно замечание по поводу Пеллиля . Не знаю с чьей легкой (или нелегкой ) руки пошло гулять утверждение , что деревни уже нет , она поглощена поселком Терволово . Не верьте - деревня на месте , неплохо себя чувствует , если не ошибаюсь , и по административной части проходит как отдельный населенный пункт .

Ни в коей мере не считаю себя ярым противником гипотезы , выдвинутой И.Стасюком , но это всего лишь версия , версия , требующая подтверждения. А его нет . Где копья , мечи , боевые топоры "Сандвик"? Где обломки JAS-39 Gripen из Хюттелевского болота ? Их нет . Понятно , что многое не могло дойти до наших времен , тем более победители наверняка подобрали трофеи . Но тогда еще один вопрос . "Куда девать труп" - проблема актуальная во все времена существования человечества . Здесь трупов , если верить летописи , много больше , чем один . Где они ? Не потащили же их в Швецию в июле-то месяце.

Удивляет поспешность , с которой вдруг начали городить этот памятник . Понятно , что сам автор версии к организации этого мероприятия отношения не имеет . В спонсорах-учредителях - местные власти и комитет по спорту и туризму Гатчинского района . Я уже давно живу на свете , поэтому просветительскую версию этого события следует все-таки отнести к фантастической . Впрочем ,возможно это желание местных властей добавить " древности" краю , тем более , что среди руководства трудно найти аборигена хотя бы во втором поколении , география мест их рождения обширна - от Ухты до Конотопа . Нормальное неофитское желание принять участие в создании истории , хотя бы и приняв гипотезу за факт . Вообще , среди некоренного населения бродит под видом легенд множество небылиц , и это вполне объяснимо : что для местного очевидно и неудивительно , для пришлого - загадка ,которую проще решить , не выискивая ответ , а придумав что-то свое , желательно максимально мистическое или героическое . В таком случае , если быть последовательными , следует ожидать появления памятников утонувшей в озере Тюска церкви с колокольным звоном из-под воды , Павлу Первому , едущему в золотой карете по подземному ходу из Скворицкой кирхи в Гатчинский дворец , князю Суворову и его чудо-богатырям , насыпавшим вал на берегу Ижоры для тренировки перед штурмом Измаила , комсомолкам -партизанкам Юле ,Алле и Покизе , зверски замученным немецко-фашистскими оккупантами . Боюсь только , что при таком развитии событий , в Карелии гранит быстро иссякнет .

Версию попила бюджета тоже , думаю , не стоит рассматривать всерьез .Цена этому булыжнику - тыщ двадцать в любой околокладбищенской мастерской , плюс , конечно , организация , плюс реконструкторы , но все равно несерьезно как-то по нынешним временам .

Скорей всего здесь имеет место прикладное краеведение , когда исторические факты используются в узкоспециализированных целях . Торчащие углы аккуратно обтесываются , чтобы они поместились в заранее заданные рамки , пустоты прикрываются спецэфектами , как в дешевой фотомыльнице , - сердечками или георгиевскими ленточками .

Сейчас модно туризм развивать . С кончиной птицефабрики перспективы турбизнеса в Терволово значительно увеличились - теперь не надо включать в стоимость путевки стоимость респиратора . Тем не менее , фантазия у меня наверное бедновата , не могу представить себе толпы туристов перед новодельным памятником , тем более что других достопримечательностей , кроме нескольких хрущевок разной степени обшарпанности нет .Стандартный рабочий поселок , выросший в 50-е годы в чистом поле с историческим названием , потыренным даже не у ближайшей деревни .

Возможно мы имеем дело с работой , которая в административных документах называется " сохранение исторического наследия " . Точнее не с самой работой , а с тем , что у нынешнего государства получается лучше всего - имитацией . Сфера эта действительно требует бережного , я бы даже сказал деликатного отношения .Деликатность властей в этом вопросе можно наблюдать на генеральном плане развития , практически вся территория водоохранной зоны Ижоры или застроена , или запланирована под застройку , в том числе дачными поселками на сотни домов , характерными скорей для Ставрополья , но никак для ижорщины . Интересно , что на этой же территории запланировано создание этнографического парка "Инкери" площадью аж 600 с лишним гектаров . Как соотносится этнография и массовая дачная застройка никак в толк не возьму . Хотя , возможно , я сгущаю краски , общеизвестно , что испокон века местные ижоры , славяне , финны селились в индивидуальных каркасных , обшитых виниловой вагонкой бараках , работали офис-менеджерами в городе , а на выходных жарили шашлык и пели шансон под караоке . Если бы власти действительно хотели бережно относится к земле , где они живут , им пришлось бы значительно обуздать свою алчность , что практически недостижимо . Установка булыжника в нынешних условиях прекрасная возможность поставить галочку в отчете , изображая бурную деятельность .

И все-таки главная причина активности власти как всегда очевидна - выборы . Обилие символики ПЖиВ и " набродного фронта " , стойкий дух селигерщины над действом оставляли мало сомнений в этом . Вышеупомянутая партия уже до изжоги у сограждан напиарившаяся на теме " вов" , решила стать теперь не только наследниками совка ( в чем мало кто сомневается ) , но и приватизировать всю остальную историю от Владимира -Красно Солнышко до Владимира- Мощный Домкратушко , Сколенроссиюподниматушко . Ну и местные едорасы тоже лепят из холма исторической гипотезы гору эрзацпатриотизма , местечковый аналог дня народного единства . Выбор события для этого , боюсь , не слишком удачен . Для потребителей идеологически-патриотической кашки желательно что-нибудь попроще : портреты правозащитников на кольях , банка чернил в стену посольства . О том же дне народного единства им , конечно, что-то помнится из ненавистной школы : "Короче , там то ли поляки , то ли америкосы на Россию напали , а два мужика , типа , от них отбились .Еще памятник такой есть , один стоит , другой сидит , руку тянет , голосует , типа . А еще у одного чувака там имя какое-то прикольное было ." Здесь же совсем непонятно : " Новгородцы какие-то , они типа чо - не Россия штоли ? Сони- Эриксон какой-то ... Мутно чо-то.. " Надо сказать , что местные жители отнеслись к памятнику прохладно , самый популярный комментарий , если его передать цензурно : "Ерундой занимаются !" Действительно , тема практически не раскрыта : конечно , присутствие еврофашистов , не дающих подняться с колен , налицо , но где , позвольте спросить , пиндосы , сионисты , мировое правительство ? А ведь вся эта малопочтенная публика слеталась сюда на шабаш саммит в Константиновский дворец , возле которого протекает речка Стрелка , берущая свое начало в окрестностях Терволово . Истоков у нее , по сути , два : ключ в деревне Ряхмузи и ручей , вытекающий из пруда , образовавшегося после торфоразработок , около деревни Пеллиля , в который сбрасывают свои стоки очистные сооружения поселка Терволово . Поэтому прекрасным лозунгом местных патриотов могло стать ( с непременным разрыванием рубашки на груди ) : "Да эти Буши - Меркели -Шираки наше г ... о нюхали !" Что , в принципе , чистейшая правда . Монумент , посвященный этому событию , мог быть выполнен как аналог фонтана дружбы народов : какашка в эпицентре , и в ужасе отшатывающиеся от нее лидеры G-8. Взрыв местечкового патриотизма был бы обеспечен , причем уж точно на неоспоримом историческом факте .

Subscribe

promo ingria_art september 26, 2018 22:30 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments