Arkeythos, Juniperus sp., можжевельник:
мифологические и ритуальные аспекты
Можжевельник {рус. диал. также: Верес (-к, -т, -ник, -ина), Мо-
жевел, Можжуха, Музжушник, Брыжжевельник, Бруждевельник, Брозже-
вельник, Брыжевельник, Быржевельник, Еленец, Яловець, Ядловец, Яло-
виц, Тетеревиный куст (-ые ягоды); латыш.: Kadikis; эст.: Kadakas,
Kadajas; англ.: Juniper; нем.: Wachholderbaum, Durrenstaude, Feld-
cypresse, Feurbaum, Hollerholz, Kaddig, Kranzbeerstaude, Machandel,
Quckelbusch, Reckholder, Rehbaum, Stechholder, Wegholder; фр.: Ge-
nevrier, Cade genevre, Geni`evre (плоды); монг.: Артса (Арца);
иранск.: Бурс(а), Борса, Бурца; тюрк.: Арча, Ардыш, Артыш, Орча,
Ордыш, Ордыч [Анненков Н. Ботанический словарь. СПб., 1876. С. 181
- 182]} не обойден вниманием большинства евразийских культур с
древности до наших дней в их мифологических системах, ритуальной
и врачебной практике. При этом в недавних и современных системах
шаманистического круга это растение занимает особенно видное место.
В Древней Греции под названием arkeythos, по заключению специа-
листов, фигурировали растения не только рода Juniperus и даже не
только семейства Cupressaceae (Кипарисовые), но и семейства Pinace-
ae (Сосновые), например, кедр. Однако большинство свойств, приписы-
ваемых arkeythos'у античными источниками характерно лишь можжевель-
нику. Касается это и его целебных качеств.
До сих пор греческое название растения не имеет надежной этимо-
логии в индоевропейском. Как видно из приведенного выше краткого
списка наименований можжевельника в различных индоевропейских язы-
ках и их диалектах, ни в одном из них нет языковой связи с древнег-
реческим. Кажется, иную картину дают тюркские наименования.
Их этимология обычно возводится к тюрк.глаголу aryt- со значе-
нием 'очищать' или (при поиске иных корней) - к монг. arcica < *ar-
tica 'чистка'(Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских язы-
ков. М., 1974. С. 173). Вместе с тем тюркские наименования можже-
вельника (арча, ардыш и особенно артыш) явно созвучны греч. arkeyt-
hos. При этом интересно отметить, что и в некоторых тюркских диа-
лектах слово "артыш" и т.п. имеет значение не только 'можжевель-
ник', но и 'туя', 'кипарис' - так же, как древнегреч. arkeythos. Не
будучи лингвистом, не могу настаивать на (пра)тюркско-греческих
связях, но и не могу пройти мимо отмеченных фонетических и семанти-
ческих параллелей. Консультация тюрколога (Л.Ю.Тугушевой) оставляет
надежду на разыскание в будущем и таких связей, может быть, восхо-
дящих к какому-то третьему, общему для них источнику. Им, вероятно,
может оказаться один из кавказских (абхазо-адыгских) языков, этимо-
логические связи которых с греческим, с одной стороны, к настоящему
времени надежно установлены, а с другой, несомненны и связи гречес-
кого с языками Передней Азии, в том числе с хеттским и хурритским,
с которыми кавказские соединены линией преемственности.
Обращает на себя внимание и связь в древнегреческих мифологии и
языке имени и сущности богини Артемиды (греч. Artemis) как с arkey-
thos, так и с arktos ('медведь') и с arktios ('северный'). В Арка-
дии, наименование которой, как полагают, восходит к arktos/arkti-
os и родственно имени Artemis, богине-охотнице было посвящено дере-
_
во kedron, в котором исследователи видят Juniperus Oxycedrus L. или
Juniperus Phoenicia L. (Murr J. Die Planzenwelt in der griechischen
Mythologie.
рева здесь было изваяно изображение Артемиды, получившей наименова-
ние kedreatis (зд.: можжевеловая).
Имя 'Artemis', по мнению ряда исследователей, может иметь и
значение 'медведица'. Неслучайно в некоторых местностях (Brauron)
она почиталась под эпиклесой Brauronia в облике медведицы. На па-
раллель с ней в монгольском героическом эпосе давно обратил внима-
ние Н.Поппе.
В ряде тюркских диалектов "арча" и т.п. помимо значения 'можже-
вельник', 'туя', 'кедр' имеют значение 'ель', 'сосна', 'пихта' (Се-
вортян. С. 173, 182). Рус. "можжевельник" этимологически восходит к
обозначению этого растения как растущего "между елями" (Нейштадт
М.И. Определитель растений средней полосы европейской части СССР.
М., 1963. С. 70). Рус. диал. "еленец" также может иметь подобную
этимологию. Однако не исключается и другая: от "елен" - 'олень'
(Топоров В.Н. Можжевельник. Мифы народов мира. Т.2). Олень - обыч-
ное животное богини Артемиды. Ее связь и с ним, и с можжевеловым
деревом одновременно (как бы оно ни называлось на греческом - ked-
ron dendron или arkeythos) весьма знаменательна. Олень, привязанный
к дереву, имеющему признаки можжевелового, известен по серебряному
ритону скифской эпохи из келермесского кургана; сцена на ритоне
увязана исследователями с нартским эпосом.
В ритуальной практике древнегреческой культуры можжевельник
служил той же цели, что и в более поздних культурах Евразии: дымя-
щимися ветвями этого растения окуривали жилые помещения, святилища,
конюшни. Процесс окуривания сопровождался произнесением заклинаний:
_
например, Орфей, руководимый Медеей, разжигает во время ее заклина-
ний, адресованных Гекате, костер из нескольких растений, в том чис-
ле из arkeythos'а (Orph.Argon. V. 955). Показательна и связь этого
растения с такими персонажами как Медея и Кирка, повелительницами
темных сил, управляющими злыми духами.
Можжевельник, в мифологической системе какой бы культуры он ни
фигурировал, обязательно оказывается сопряжен с действиями, анало-
гичными или прямо адекватными шаманским. Шаманские культуры непре-
менно связаны с культом медведя. Такую же связь обнаруживает и мож-
жевельник. Появляются дополнительные основания к тому, чтобы уви-
деть реликты шаманистических верований и обрядности и в классичес-
кой культуре Средиземноморья.
Community Info