Victor Anatolyevich (shavu) wrote in ingria_art,
Victor Anatolyevich
shavu
ingria_art

10 – 25 марта 2011 года ДНИ ПИОНТЕКА

Рабочая группа Санкт-Петербургского Союза ученых по сохранению наследия Г.В.Пионтека (председатель рабочей группы – к.т.н. Вячеслав Константинович Кузнецов). Для справок тел. 232-81-56

«Дни Пионтека» - это встречи, выставки, дискуссии и творческие вечера. Разноплановые, живые, неожиданные, порой парадоксальные, но неизменно откликающиеся на то подлинное, что сохраняется в самых разных сферах нашей жизни. Таким был и сам Георгий Владимирович Пионтек (1928-2005) – архитектор, художник, этнокультуролог, на-стоящий подвижник, посвятивший свою жизнь спасению памятников культуры разных народов, поиску и сохранению уникальных образцов техники, орудий, предметов уходящего быта.
В советские годы усилиями этого человека был спасен от уничтожения дом Достоевского в Кузнечном переулке и разработана концепция Дома-музея писателя. Пионтек – автор идеи Зеленого пояса Славы Ленинграда, проектов реставрации Нижнего сада в Петергофе и парка «Дубки» в Сестрорецке, создания национальных парков-музеев «Умид» под Шахрисабзом (Узбекистан) и «Торум-Маа» под Ханты-Мансийском.

В самые страшные годы Пионтек имел мужество открыто выступать в защиту репрессируемых народов; во время новейшей войны на Кавказе рвался туда, чтобы успеть зафиксировать гибнущие под снарядами памятники; он учил рисованию детей в еврейской школе и бесстрашно вступал в дискуссии с псевдопатриотами у Гостиного Двора, искренне пытаясь им объяснить, как чудовищно они заблуждаются, и предлагая бесплатно прочесть курс лекций о культуре разных народов…

Человек широких познаний и чрезвычайно разносторонних интересов, Г. В. Пионтек стремился к синтезу различных национальных культур, который мыслил как реализацию универсальной культуры единого (планетарного) этногеобиоценоза человечества. Осуществляемый даже лишь на уровне художественного творчества, такой синтез, по мысли Г.В.Пионтека, был бы в состоянии эффективно содействовать разрешению трагических противоречий и конфликтов современности. Яркое воплощение эти идеи нашли в разработке проекта Культурно-просветительского, научно-исследовательского, историко-экологического и учебного центра – национального (международного) Парка-музея «Человек и Среда».

Этот уникальный как по замыслу, так и по своим масштабам проект был призван демонстрировать многообразие и историческое развитие культур, религий, быта, ремесел, искусств, достижений науки и техники всех населяющих территорию СССР народов.
В процессе многолетней работы Г.В.Пионтеком практически в одиночку был подготовлен огромный предметный и иллюстративный материал, организован и проведен ряд выставок, докладов и конференций. Проект «Человек и Среда», получивший признание и высокую оценку отечественных и зарубежных ученых-специалистов и деятелей культуры, был включён в Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на 1985-2005 гг., но так и не был воплощен в жизнь.

Проект предусматривал воссоздание на участке приневской территории площадью 3600 гектаров напротив устья реки Тосны фрагментов поселений и быта (в исторической ретроспективе) всех народов, когда-либо проживавших на территории Российской империи и СССР. В широком смысле слова основные идеи, положенные Пионтеком в основу проекта парка-музея, имеют своим источником все духовное богатство гуманистической мысли всего человечества, идеи свободы, справедливости и братства, гармонии с природой, а в более локальном смысле неразрывно соединены и порождены духовным богатством нашего великого города, соединившего в себе мировые культуры Востока и Запада, Севера и Юга. Влекомый этой идеей, Пионтек изъездил и исшагал огромные пространства Советского Союза, изучая быт, культуру, национальную архитектуру народов СССР – и больших, и малочисленных. Его знали простые люди русского Севера и Повол-жья, Прибалтики и Приуралья, Средней Азии и Кавказа.

В день прощания с Георгием Владимировичем поминальные службы прошли одновременно в мечети и синагоге, в армянской и русской православной церквях Петербурга и в дацане далекой Тувы.

Дни Пионтека были инициированы друзьями, последователями и учениками Георгия Владимировича. Они проводятся с 2006 года под эгидой Санкт-Петербургского Союза ученых, где создана рабочая группа по сохранению наследия Г.В.Пионтека.
Открытие нынешних, шестых по счету, «Дней Пионтека» состоится 10 марта, в день рождения Георгия Владимировича.


ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятия проводятся на двух площадках – в Центральной Городской Публичной Библиотеке им. В.В.Маяковского и в Литературно-мемориальном Музее Ф.М.Достоевского

М. «Гостиный Двор». Наб. реки Фонтанки, д. 46, II этаж, Конференц-зал Вход свободный. Справки по тел. 712-52-42

10 марта, четверг
19.00 - Открытие «Дней Пионтека». В программе вернисаж выставки. Фотограф Сергей Архипецкий «Ленинград – Петербург. Адреса Пионтека» (места города, где жил, работал, учился Георгий Владимирович Пионтек.)
• выступление детского фольклорного ансамбля «Живулька» и юношеского фольклорного ансамбля «Топотушки» («масленичные» песни, веснянки, народные попевки и др.);
• демонстрация фильма «Играйте веселее» – реконструкции свадебного обряда Новинской волости Гатчинского района (по материалам фольклорной экспедиции 1981 г.).

12 марта, суббота
19.00 - Вечер кельтской культуры. Организатор – Элеонора Кустова (вокалистка группы «Bee Celtic») .

Кто такие кельты? Теории происхождения. Кельты в древности, представле-ние о них античных авторов, истоки "кельтомании". В ком течет кельтская кровь? Народы, произошедшие от кельтов. Историческая судьба, мифотворчество, религия, изобразительное искусство, вклад в мировую культуру. Музыкальное наследие. Исполнение кельтских песен и танцев.

14 марта, понедельник
20.00 - Вечер-беседа «Пионтек-романтик».

Ведет вечер писатель и ученый, литературовед, библиограф, краевед, драматург, публицист Евгений Борисович Белодубровский – пожалуй, одним из первых оценивший глубину и всеохватность творческих идей Георгия Владимировича Пионтека, его удивительные человеческие качества альтруиста и романтика, патриота и интернационалиста.

18 марта, пятница
19.00 - «Театр боевых действий». Вечер, посвященный фехтованию в кино и театре. Ведущий – Сергей Мишенев, постановщик фехтовальных сцен Государственного Академического Мариинского театра, учитель сценического фехтования факультета искусств СПбГУ, руководитель авторской Школы Фехтовальных Искусств.

Почему за все время существования русского театра в России было издано всего три учебника сценического фехтования? Как на самом деле должны были фехтовать мушкетеры Дюма? Что такое артистическое фехтование в России и во всем мире? На эти и многие другие вопросы вы получите ответ на вечере Сергея Мишенева.

19 марта, суббота
19.00 - Лекция «Биологические корни этики: о происхождении альтруизма, нравственности и сотрудничества с точки зрения теории естественного отбора».
Лектор — Владилен Евгеньевич Кипятков, профессор, доктор биологических наук, заведующий кафедрой энтомологии биолого-почвенного факультета СПбГУ.

Развитие социобиологии во второй половине XX века позволило объяснить, как путём естественного отбора происходит эволюция социального поведения животных, в частности, таких явлений, как альтруизм, взаимопомощь, сотрудничество и «джентльменское» поведение по отношению к особям своего вида. Это доказывает естественное биологическое происхождение этических и моральных норм у человека и свидетельствует о важности социобиологии не только для биологов, но и для гуманитариев.

22 марта, вторник
19.00 - Лекция «Инструментальная музыка и этническая идентификация». Лектор — Игорь Владимирович Мациевский, композитор, заведующий секто-ром Российского института истории искусств, доктор искусствоведения, профессор, академик РАЕН.

Встреча посвящена роли традиционных музыкальных инструментов, жанров и форм инструментальной музыки в выявлении этнической и культурно-исторической специфики той или иной этнокультурной популяции, позволяющей дать ее объективную интерпретацию и отнести к определенному этносу в настоящем или прошлом – тем более, что этноисторическая специфика инструментализма может сохраняться при полной утрате национального самосознания и даже языка общения.

25 марта, пятница
19.00 - Закрытие «Дней Пионтека»: вечер-презентация «Красная Россия – Музей-театр Советского Союза».
Ведущий — Григорий Борисович Жинков, дизайнер пространственной среды, выпускник Балтийского института экологии, политики и права (БИЭПП), студент Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна (СПбГУТД).

Сейчас наступило уникальное время, когда мы имеем возможность взглянуть на ушедшую советскую эпоху со стороны. Теперь, обладая этим свежим видением и технологиями нового тысячелетия, можно заново проанализировать всё и создать оригинальное выразительное выставочное пространство нового современного музея-театра. Будет обсуждаться вопрос уместности и актуальности такого музея, возможно-сти его создания на базе завода «Красный Треугольник».

Организаторы и кураторы мероприятий «Дней Пионтека» Рабочая группа Санкт-Петербургского Союза ученых по сохранению наследия Г.В.Пионтека (председатель рабочей группы – к.т.н. Вячеслав Константинович Кузнецов) Отдел культурных программ ЦГПБ им. В.В.Маяковского (заведующий отделом – Ольга Николаевна Косогор)


ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

М. «Владимирская», «Достоевская». Кузнечный пер., 5/2, II этаж, Белый зал Вход платный (для посетителей мероприятий «Дней Пионтека» - 30 руб.) Бесплатное посещение – участники ВОВ, инвалиды всех групп, блокадники. Справки по тел. 571-40-31

21 марта, понедельник
19.00 – Лекция «Археологические памятники Охтинского мыса и проблемы их сохранения».
Лектор – Петр Егорович Сорокин, археолог, заместитель директора по науке Северо-Западного научно-исследовательского института "Наследие", руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции, кандидат исторических наук.

Археологические раскопки, проведённые на Охтинском мысу, выявили целый пласт уникальнейших памятников, которые вообще никогда не были известны в этом регионе. Теперь мы имеем предысторию пятитысячелетней древности на этой территории – это огромная стоянка эпохи неолита (раннего металла), мысовое городище, принадлежавшее новгородцам (XIII в.), остатки шведской крепости Ландскрона (XIV в.), русского поселения «Невское устье» (позднесредневековый могильник XVI-XVII вв.), шведской крепости Ниеншанц (XVII в., двух периодов существования), Охтинская верфь (ХIX в).
Остатки этих сооружений являются объектами культурного наследия, и необходимо приложить усилия для того, чтобы сохранить эти остатки для будущего, потому что это – наша история, это - ценнейший памятник не только предыстории Петербурга, но и всей российской и западноевропейской истории.

24 марта, четверг
19.00 – Обсуждение концепции Музея городского транспорта на базе Василеостровского трамвайного парка как интерактивного комплекса и научно-технического центра.
Ведущий – Виктор Алексеевич Туралин, архитектор, координатор общегородского марафона "ЗА МУЗЕЙ – ЗА ТРАМВАЙ".

Встреча направлена на привлечение внимания к старинным трамваям как неотъемлемой части нашей культуры и истории. Будет обсуждаться и проблема сохранения Василеостровского трамвайного парка как действующего транспортного предприятия – ЗА и ПРОТИВ.

Tags: История Ингерманландии, Ниеншанц, песня
Subscribe

promo ingria_art september 26, 2018 22:30 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments