Victor Anatolyevich (shavu) wrote in ingria_art,
Victor Anatolyevich
shavu
ingria_art

Category:

ИВАНОВ ДЕНЬ – послесловие после праздников.

Публикуется здесь по просьбе автора - Константина Ульяночкина (Сакса) http://inkpulp.narod.ru

На фоне грандиозного лазерного шоу под названием День питерского выпускника незаметно прошел традиционный праздник Иванов день, который состоялся в поселке Колтуши еще 19 июня. Главное конечно не в сравнении средств затраченных на тот или другой праздник, а в том, что, почему в России нет единого народного праздника. Ведь все братские финские и славянские народы празднуют этот праждник: белорусы Янко Купалу украинцы – Ивана Купалу. Почему все время идет деление российского народа, то по профессиональной принадлежности: военные, рыбаки, моряки, то женщины, то студенты, то выпускники. Только для того, чтобы в этот день выпросить хоть немного милости у батюшки царя. И почему выпускники школы лучше выпускников детского сада, или выпускников ПТУ, или чем питерские школьники лучше выпускников Москвы или Владивостока. Если уж проводить праздник выпускников школы, то для всех.


Вот, что об этом пишет в своей книге краевед Ольга Конькова:

Июнь в Ингерманландии называли по-разному: и «месяц парового поля» кэ-сякуу {кезакии), и «летний месяц» сувикуу (зиггкии), и «месяц сева» кюлъвёкуу (ку1удкии). Но самым главным событием июня всегда был древний праздник Юханнус — день летнего солнцестояния, который проводился 24 июня.

Хотя праздник официально считался церковным (днём в честь Иоанна Кре­стителя), но он полностью сохранил свой дохристианский облик, и влияние цер­кви проступало лишь в его названии юханнус (от ]иhапа — Иоанн). В Западной Ингерманландии этот праздник называли яани.

В этот праздник летнего солнцестояния важным было всё: и высокие празд­ничные костры, и песни до утра, и гадания о будущем, и защита от ведьм и сверхъ­естественных существ, и собственное тайное колдовство.

Главным деревенским делом в эти дни был костёр. В канун праздника подни­мали на высокий столб смоляную бочку или старое тележное колесо на «костро­вых» полях, где ещё недавно горели «святые» вознесенские костры. В береговых деревнях поджигали старые лодки. Но совсем особые «ножные костры» (тип кокко) строили в Северной Ингерманландии. Там ещё за неделю до Юханнуса парни и деревенские пастухи вбивали в землю 4 длинные жерди, которые обра­зовывали квадрат в основании костра. Внутри этих «ног» клали сухие пни и дру­гие бросовые деревья, которые образовывали сужающуюся кверху высокую баш­ню. Костёр поджигали всегда от вершины, но только не спичками, а углями, берестой или лучиной, которые приносили с собой. Когда костёр сгорал, продол­жали праздновать, пели, качались на качелях, танцевали.

Согласно дохристианским верованиям, злые духи и ведьмы становились ак­тивными и в ночь перед Юханнусом. Верили, что ведьмы способны забрать мате­риальные предметы и поживиться за счёт ближнего. Поэтому все бороны и другие орудия труда должны были быть положены верхом к земле, чтобы ведьмы не унесли хлебную удачу. А хозяйки располагали в окне хлева ухват, чтобы не при­ходили бы «чужие» доить молоко, и говорили: «Дои мой ухват, а не моих ко­ров!». В эту ночь можно было вспомнить и старинное колдовство: нужно было тайно, раздевшись догола и распустив волосы, сесть поверх маслобойки и «взби­вать» в ней невидимое масло — тогда весь год коровы будут давать хорошие на­дои и масло получится хорошим.

Активными в юханнусову ночь становились сверхъестественные силы, осо­бенно одна из них — пара (рага). Пара была в Ингерманландии одним из самых распространённых мифологических существ. Её видели в различных обликах: и огненным колесом, и пылающим шаром с длинным тонким горящим хвостом, и похожей на красную бочку, и в виде чёрной, как смоль, кошки. Она приходила забирать удачу, богатство, зерно с полей и из амбаров, молоко, масло и т.д., и по­этому различали денежные, зерновые и молочные пара. Тот, кто крестил посуду с едой, мешки с зерном и прочие важные предметы, избегал её приходов. Но каж­дая хозяйка и сама могла создать себе пара. Нужно было в ночь на Юханнус пой­ти в баню или ригу, прихватив с собой берестяной клубок, кусок скрученной бересты и четыре веретена. Из бересты делали «голову» и «тело», а из веретён -«ноги». Затем хозяйка, полностью раздевшись, имитировала «роды», покачива­ясь над берестяным «зверем» и трижды приговаривая:
Рождайся, рождайся, пара,
Масло, молоко носить!

Особенно важны были на Юханнус гадания, и ими старались достичь счастья себе и благополучия хозяйству. Гадания уже начинались в канун праздника. В Западной Ингерманландии гадали о будущих событиях также при хождении в баню в канун праздника: «Когда вечером в Яани идут мыться, кладут вокруг веника цветы и кладут его в воду, и этой водой моют глаза. Когда после мытья выходят, кидают веник через голову на крышу. Когда на крыше окажется комлем вверх, говорят, тогда умрёшь, а если верхушкой вверх, тогда дальше жить бу­дешь, а когда окажется боком, тогда заболеешь. А если его в реку бросить и ко дну пойдёт, тогда умрёшь, а поверх воды останется, тогда жить будешь». А де­вушки по положению веника определяли, куда они выйдут замуж: куда веник верхушкой лежит, в ту сторону замуж возьмут.

Также девушки собирали букеты из цветов 8 видов, клали их под подушку и ожидали появления будущего жениха во сне. А те, которые хотели выйти замуж, могли валяться голыми на ржаном поле, принадлежащем дому парня, пока ночная роса не омоет их кожу. Целью было зажечь любовное желание в любимом, когда он позже ел бы хлеб с этого поля. Также верили, что юханнусская роса излечивает болезни кожи и делает лицо красивым. На перекрёстках дорог, где, полагали, соби­раются души, ходили слушать предвещающие знаки. С какой стороны раздавался звон колоколов, туда девушка выйдет замуж. А при зажигании «ножного» костра каждая девушка выбирала себе какую-либо из костровых «ног»: какая из ног упадёт первой после горения, та девушка выйдет первой замуж, а уж если «нога» останет­ся стоять — то девушка в этом году останется незамужней.


Subscribe
promo ingria_art september 26, 2018 22:30 4
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments