Victor Anatolyevich (shavu) wrote in ingria_art,
Victor Anatolyevich
shavu
ingria_art

Categories:

презентация двух книг про Зимнюю войну

8 декабря в 12-00 Агентство Бизнес Новостей (Загородный пр., д. 24) приглашает на презентацию книги «Линия Маннергейма и система финской долговременной фортификации на Карельском перешейке» и книги «Тайпале. Сто дней кровопролитного сражения Советско-финской войны 1939-1940». Аккредитация по тел.: 314-00-54

На пресс-конференции известного краеведа Евгения Балашова автора многих публикаций по истории Карельского перешейка будет подробно рассказано о его последней работе, развеивающей многие мифы о Зимней войне, 70-ю годовщину которой отметили в начале декабря. Автор второй книги Кирилл Якимович подробно расскажет о своей работе, повествующей об ожесточенном сражении в районе реки Тайпалеен-йоки (ныне река Бурная в Приозерском районе).

Кто и как строил загадочную Линию Маннергейма?

Сколько было «линий» и что в Финляндии называют «линией Маннергейма»?

Кто и когда назвал финскую систему укреплений на Карельском перешейке именем маршала?

Сколько на самом деле дотов построили финны к 1939 году и как они выглядели?

Откуда у СССР были подробные планы укреплений и почему ими никто не воспользовался при штурме?

Какие укрепления на Карельском перешейке по ошибке называют именем Маннергейма?

Третье, переработанное автором издание, выходит к 70-летию начала советско-финляндской Зимней войны 1939—1940 гг. Первая книга этого цикла вышла в свет в 2000 году. Спустя два года она была переиздана с небольшими изменениями. К сожалению, оба этих издания имели серьезные недостатки как по качеству исполнения, так и по содержательной части, включая ошибки перевода. На сегодня еще нет возможности дать полное техническое описание всех объектов финской фортификации периода 1920—1940 гг., поэтому книга не станет заключительным аккордом, ему суждено прозвучать в будущем.

Необходимость переиздания книги обуславливается еще и тем обстоятельством, что в наше время продолжают существовать мифы о линии Маннергейма. Ведь далеко не каждый фортификационный объект, находящийся на Карельском перешейке, относится к финской оборонительной полосе, на которой шли суровые бои зимой 1939—1940 гг. Через Карельский перешеек проходит советская оборонительная линия Карельского укрепрайона 1930-х гг., а также финские линии VT и VKT, строившиеся в 1942—1944 годах. На побережье Финского залива находятся русские береговые батареи и форты, возведенные до 1918 г., и советские фортификационные объекты послевоенного периода.
Нельзя обойти вниманием и разницу в понятиях. «Линией Маннергейма» в финской историографии именуется линия фронта, на которой было остановлено продвижение Красной Армии. Она не везде совпадала с главной полосой обороны, на которой были расположены долговременные огневые сооружения. Так из 130 боеспособных ДОТ главной полосы обороны с декабря 1939 г. по февраль 1940 г. непосредственно на линии фронта находилось менее половины, остальная часть сооружений оставалась в тылу. Значительные участки фронта прикрывались лишь сооружениями полевой фортификации, состоящей из траншей, блиндажей и ДЗОТ. Да и сам термин «линия Маннергейма» появился лишь в начале декабря 1939 года благодаря репортажам иностранных журналистов с финской передовой.

Официальная оценка значения финской фортификации в советских источниках менялась в зависимости от политических задач. Несмотря на наличие достаточно подробных разведывательных данных, советское военно-политическое руководство накануне войны не придавало большого значения мощности обороны противника. Но после первых неудач на фронте все средства массовой информации заговорили о сотнях гигантских многоэтажных железобетонных ДОТ. Это преувеличение диктовалось чисто политическими соображениями, направленными на спасение доктрины о непобедимости, мощи и высоком моральном духе РККА, которая столкнулась с невиданным доселе препятствием и сокрушила его. Естественно, что речи о героическом сопротивлении финской армии идти не могло, малочисленные силы противника вообще не брались в расчет. Между тем, на Ребольском и Ухтинском направлениях, где у финнов не было никаких долговременных укреплений, Красная Армия понесла более значительные потери, нежели на Карельском перешейке с его «линией Маннергейма». Но об этом российская общественность, увы, узнала лишь полвека спустя.

В отечественных военно-исторических изданиях долго преобладала устойчивая точка зрения, что линия Маннергейма по своей технической мощи якобы не уступала железобетонным укреплениям французской «линии Мажино» и германской «позиции Зигфрида». В частности, утверждалось, что общая глубина «линии Маннергейма» вместе с оперативной зоной составляла до 100 км. В «Истории Ордена Ленина Ленинградского Военного округа» дается разъяснение, что «линия Маннергейма состояла из трех основных (передовой и двух промежуточных полос), а также отсечных позиций. На всех трех полосах этой линии насчитывалось свыше 1000 ДОТ и ДЗОТ, из которых 296 сооружений были долговременные железобетонные... Всего на главной полосе обороны насчитывалось около 200 железобетонных сооружений». А в книге «Бои в Финляндии» указывается, что «Советские войска на Карельском перешейке захватили 356 ДОТ и 2 425 ДЗОТ». В отечественной литературе порой даже можно встретить утверждения, что «линия Маннергейма» строилась с помощью немецких специалистов. Практически во всех советских изданиях утверждается, что части Красной Армии на Карельском перешейке встретились на своем пути с мощной, глубоко эшелонированной системой финских укреплений — «линией Маннергейма», которая и задержала их наступление.

Чем же в действительности была «линия Маннергейма»? Условимся рассматривать ее традиционно, а именно как систему финской долговременной обороны на Карельском перешейке. В 1940—1941 гг. подробные описания объектов линии Маннергейма составлялись специальными комиссиями, назначенными согласно директиве Заместителя Наркома Обороны Маршала Советского Союза Кулика Г.И. от 23 мая 1940 г. Автором наиболее известного из них был начальник инженерных войск 7-й армии Хренов А.Ф. Прочие, гораздо более объективные, отчеты оказались доступными только для узкого круга военных специалистов.

Помимо вышеописанных изысканий имели место и любительские исследования, начавшиеся с середины 1950-х гг. К числу первопроходцев относится секретарь историко-краеведческого объединения «Карелия» В.И. Смирнов, который ежегодно проводит экспедиции по местам боев советско-финляндской войны. Составленные им обмерные чертежи ДОТ также приводятся в этой книге. Независимый исследователь финской военной фортификации, капитан I-го ранга в отставке И.И. Сейдин в своих публикациях дал обстоятельный анализ технического состояния линии Маннергейма на 1939 год. Весомый вклад в изучение технических характеристик отдельных бункеров внес Илья Шереметьев. Значительную работу по переводу и изучению финских источников выполнил Ян Кишкурно. Консультативную помощь оказал Кирилл Якимович, исследовавший архивные материалы в РГВА. Некоторые детали боевых операций были уточнены благодаря поисковым экспедициям в район Тайпале и Сумма, организованным военведом Владимиром Чекуновым. Все вышеперечисленные исследователи оказали большую помощь при подготовке книги к изданию, а сведения, полученные в результате этой многоплановой работы, стали составной частью обоснования проекта создания на территории урочища Солдатское (бывшая деревня Сумма) историко-мемориального комплекса, посвященного героическим боям суровой зимы 1939—1940 гг.

Читатели впервые получат подробное описание истории создания финской полосы обороны на Карельском перешейке. Хотя основным источником информации явилась книга Рейно Аримо «История фортификации Финляндии 1918—1944», тем не менее, сравнительный анализ архивных материалов и результатов экспедиций, проводившихся в течение ряда лет членами санкт-петербургского объединения «Карелия», дал возможность существенно дополнить исследовательскую базу данных.

Если вся «Линия Маннергейма» не отличалась особой мощью своих оборонительных сооружений, то укрепрайон на реке Тайпале был наиболее слабым из всех секторов финской обороны. И именно по нему первым был нанесен мощный удар Красной Армии. Танки, пехота, артиллерия и авиация Советского Союза три месяца «Зимней войны 1939-1940 года» пыталась прорвать финскую оборону на равнинном участке площадью всего три квадратных километра. Сначала это были попытки одного стрелкового корпуса. Потом «Особой северо-восточной группы Советских войск». Затем 13-й армии РККА. Но полностью сломить сопротивление финской армии на этом участке так и не удалось. Участок фронта назывался Тайпале.
Сто дней суровой зимы советские батальоны атаковали вражеские позиции и отступали на исходные. Финские солдаты бросали свои окопы и вновь отвоевывали их. Сто морозных суток противники воевали по образцу классических сражений первой мировой войны, устилая трупами поля из-за захвата окопов неприятеля и продвижения всего на пятьдесят, сто, двести метров. Все мифы этой войны родились потом. Действительность «Финской войны» до сих пор неизвестна широкой общественности. Здесь не было сидящих на деревьях финских «кукушек» потому что лес был уничтожен огнем артиллерии. Здесь финны страдали от морозов больше чем красноармейцы. Здесь не было снега на передовой из-за изрытой снарядами почвы. Здесь проявляли чудеса героизма и финны и красноармейцы. И кости и тех и других до сих пор обнаруживаются поисковиками, а при покупке земли под коттедж здесь настоятельно просят пригласить саперов для проверки земли на предмет обнаружения боеприпасов.
За три месяца боев здесь полегло граждан Советского Союза почти столько же, сколько погибло за 10 лет войны в Афганистане. Скрупулезные на подсчет потерь финны насчитывают сотни погибших.
В Финляндии, которая формально проиграла войну и пошла на уступки, о боях на этом участке фронта пишутся книги, сочиняются стихи, снимаются фильмы и издаются военно-патриотические комиксы. В Советском же Союзе, получившем от противника даже больше чем требовалось первоначально, о боях у Тайпалеен-йоки не знает почти никто. Хотя сразу после завершения этой короткой войны поэты Твардовский и Долматовский описывали страшную переправу через ледяную незамерзшую реку, а молодые ветераны свидетельствовали о том, что первые ДОТы «Линии Маннергейма» были захвачены Красной армией именно здесь.
Прорыв финского фронта мог быть осуществлен на этом, а не на выборгском направлении. Мог бы, но не получился. Красная армия так и не смогла полностью разгромить врага на этом участке, продвинувшись за три месяца всего на полтора километра.
Почему это случилось и описано в книге «Тайпале».
Основываясь на документальных источниках, повествование фокусируется на конкретном участке боевых действий и дает широкое представление об условиях военного быта как советских, так и финских солдат.


Аккредитация по тел.: 314-00-54
http://www.abnews.ru/?p=anonsi27&news=404

x-posted inkeri_kirja
Subscribe

promo ingria_art september 26, 2018 22:30 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В продолжение https://ingria-art.livejournal.com/704477.html , https://voda-78-ru.livejournal.com/135061.html , https://ingria-art.livejournal.com/706055.html , https://matholimp.livejournal.com/1673419.html , https://matholimp.livejournal.com/1671468.html ,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments