
Кажется, все в Петербурге слышали это название. Но не все знают, что есть тут и Финское озеро, некогда считавшееся самым чистым в городе, и «прелестная, светлая, как мечта, и тихая, как молитва, церковь в готическом стиле», и даже дом с привидениями.
В пяти минутах езды отсюда новостройки Выборского района, в десяти минутах в другую сторону — КАД. А здесь пока существует свой особый мир. Впрочем, обо всем по порядку.
Легенды и история
Питерский фольклор упорно связывает название поселка с Петром I. Будто бы у него в разгар боев Северной войны закружилась голова... «Будто ПАР в ГОЛОВЕ...», - сказал царь. Однако первое упоминание о деревне Паркола датируется 1500г. и содержится в новгородской переписной книге Водской пятины. Были это владения Никольского монастыря, располагавшегося в городе Корела.
А еще есть легенда, что название Парголово/Parkala происходит от финского наименования чёрта. Будто бы эта пересеченная местность, покрытая дремучими лесами, наводила суеверный страх. Интересно, что маленькое Чертово озеро находится тут рядом с Финским, что можно легко увидеть на гуглевской карте.
В здешних окрестностях жили и русские, и ижоры, и ингерманландские финны. Русско-финский колорит сохранялся до самой войны. Весной 1942г. парголовских финнов подвергли депортации.
Исторически существовали 1-е, 2-е и 3-е Парголово, они же слободы Суздальская, Малая Вологодская и просто Вологодская (от названий мест, откуда графы Шуваловы вывозили крестьян).1-е слилось с Петербургом, и его судьба — предмет отдельного повествования. Нынешнее Парголово образовалось от слияния 2-го, 3-го и деревень Старожиловка, Заманиловка и Каболовка. Смотрим финскую карту 1943г. (кликабельна)

Шуваловский парк
В отличие от всемирно известных дворцово-парковых ансамблей южных пригородов Петербурга эти места почти не исследованы. Даже в дореволюционных путеводителях в лучшем случае можно найти строки: «по очаровательному местоположению и превосходному устройству сада трудно найти ныне в окрестностях столицы столь приятное для гуляний и сельской жизни место, как Парголово».
В 1746г. сподвижнику императрицы Елизаветы Петровны Петру Ивановичу Шувалову (1711–1762) был пожалован титул графа и подарены здешние казённые земли. По его инициативе в южной части Парголовского плато был разбит регулярный парк. В целях оздоровления местности прорыты озера и пруды, спланирована система стока ручьев в р.Старожиловку, насыпаны дамбы. Один из здешних холмов был досыпан до такой высоты, что с его вершины открывался прекрасный вид на Санкт-Петербург . Это нынешняя гора Парнас (в советское время почти 1/3 холма была срыта, якобы в результате спасательных работ) - цифра 1 на карте.
Благоустройство Парголовской мызы продолжил Андрей Петрович Шувалов (1743–1789) — второй владелец имения.
При нем в 1760-е гг. были построены два одинаковых двухэтажных каменных дворца. Один из них, современный Малый дворец (2 на карте), сохранился практически без изменений, по стилю он напоминает ранние работы Растрелли.

С третьим владельцем имения — Павлом Андреевичем Шуваловым (1776–1823), который сопровождал Наполеона в изгнание на остров Эльбу, связаны названия двух прудов в нижней части парка - «Рубашка Наполеона» и «Шляпа Наполеона» (3 и 4). В декабре 1823г. он умер, оставив малолетних сыновей: Андрея (1817–1876) и Петра (1819–1900). Его вдова Варвара Петровна через 3 года выходит замуж за француза из Лозанны гр. Адольфа Полье. С историей этого брака связано появление церкви Петра и Павла (5) — чудесного творения архитектора Александра Брюллова.

Ей посвящен отдельный пост в дневнике автора.
В 1841г. Варвара Петровна уезжает за границу, и имение переходит к ее сыну Андрею Павловичу. Он вскоре отбывает на Кавказ и участвует в боевых действиях против горцев, где получает ранение и знак отличия Военного ордена. На Кавказе знакомится с Лермонтовым, служившим в том же полку. По мнению современников, Лермонтов придал Печорину некоторые черты и даже портретное сходство с Андреем Шуваловым.
По возвращении в Петербург Шувалов и Лермонтов остаются друзьями, вместе посещают салон Карамзиных, входят в так называемый Кружок шестнадцати. В мае 1849г. Андрей Павлович был назначен флигель-адъютантом Его Императорского Величества и в течение всей своей службы, до 1865г., когда вышел в отставку в звании генерал-майора, получал важные задания по высочайшим повелениям.
В начале ХХ в. хозяевами имения становятся Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова (1845–1924) и ее сын Александр Илларионович (1881–1938). На месте, где находился старый усадебный дом, в 1912–1914гг. началось строительство Большого дворца (6, фото его южного фасада в заголовке поста).
Проект был разработан известным архитектором С.С.Кричинским (1874–1924).Сооружаемый дворец Воронцовы-Дашковы собирались преподнести в дар цесаревичу Алексею. Фасад и убранство дворца решены в неоклассическом стиле. Величественное здание в два этажа увенчано полусферическим куполом на барабане. Купол декорирован колоннадой из невысоких дорических колонн. Тот же ордер использован и в декоративном оформлении фасадов. Центральная выступающая часть главного фасада украшена портиком из шести дорических колонн. Для цоколя дома, наружных лестниц, подъездов и террас применен серый финляндский гранит. Фигуры львов из гранита на главном подъезде были исполнены скульптором А.Т.Матвеевым. В годы революции дворец был разграблен, а затем долгое время стоял полуразрушенным. Это фотоснимок главного, северного фасада.

Институт
Все, о чем я тут рассказываю (кроме церкви), находится за забором. С 1947г. дворцы занимает НИИ токов высокой частоты им.проф. В.П.Вологдина. Пройти на его территорию и сделать нормальные фотоснимки практически невозможно.
Интересно, что маленький остров (8) на Финском озере, вдалеке от парка, раньше был окружен глухим забором. На нем был тоже некий объект Института, что придавало всей округе кафкианские черты.
Ныне дворцы ветшают на глазах. Парк замусорен и приходит в запустение. Мелькали одно время в печати сообщения, что некий инвестор сделает к 2012г. Шуваловский парк «комплексом отдыха», но далее разговоров дело не пошло. Может, это и к лучшему.
Что еще нужно смотреть
Дача Мессмахера (7) — прекрасный образец деревянного модерна (1902). По местным преданиям в этом доме водятся привидения (не зря он числится за №13 в парке). Привидений автор тут не видел, но какая-то жизнь в заколоченном доме точно протекает, и аура этого места весьма мистическая.

После осмотра парка рекомендую пройтись по поселку вокруг Финского озера (его тут чаще называют Парголовским или Белым) по улицам Озерной и Ломоносова. На последней сохранилось несколько деревянных домов с резьбой (9), каких редко увидишь в окрестностях Петербурга (фото в конце поста). Не зря тут ранее была Вологодская слобода.
А в здании вокзала Парголово сохранились два интересных финских камина

Ехать рекомендую по Выборгскому шоссе, за выездом из СПб под мостом (10) свернуть направо. Затем налево по главной дороге в гору, мимо невыразительного обелиска 500-летию Парголова и потом направо по указателю «ВНИИ ТВЧ». Автомобиль можно оставить на маленькой автостоянке у церкви Петра и Павла.
.

Community Info